08 марта 2017

Комьюнити: любители балов и исторических танцев

В Одессе есть люди, которые увлекаются танцами из разных исторических эпох: от средневековья до ХХ века. Маяк узнал, откуда они берут идеи для костюмов и что танцуют на балах. Организаторы балов (2) Андрей Волков, руководитель студии старинных танцев «Междумирье» Мы исполняем достаточно много танцев, созданных в промежутке от XIIІ до ХХ века. Это эпохи средневековья, ренессанса, барокко, рококо, ампира, романтизма и, собственно, ХХ век. В нашей студии больше всего любят веселые танцы вроде полек и бранлей, а также вальсы. Наверное, вальсы популярны, потому что людям очень нравится кружиться в танце, взаимодействовать в паре.
Танцы, которые мы исполняем, делятся на два вида. Во-первых, для высокого общества, которые были уместны во дворцах, замках, на больших приемах. Во-вторых, существовали так называемые социальные танцы, они были ближе к народу. Например, полонез был польским народным танцем, исполнявшимся только в деревнях. Но он понравился знати, и со временем появился на балах. В ХIX веке каждый бал начинался с полонеза.
Информацию о танцах мы берем в основном из письменных источников. Если есть возможность, пытаемся найти оригиналы. Это преимущественно книги на английском или французском языках. Мы берем их и, как минимум, сверяемся с русским переводом, потому что иногда бывают различия. Один и тот же танец может отличаться каким-то движением. В идеале мы стараемся учить людей по оригинальным источникам. Организаторы балов (3) На балах мы чаще всего исполняем стилизации. Это могут быть танцы, описанные в XVI-XVII веках, но измененные, например, уже в ХХ веке. К примеру, есть один танец, который был записан в XVII веке. Но потом какой-то герцог стилизовал его на свадьбу одного из принцев в Англии. Он называется «герольд в любви». С прошлого года у нас появился педагог по танцам в стиле ампир, который научил нас кадрилям, вальсам начала ХIX века; постепенно добираемся до мазурки. Ампир – это веселые прыгучие танцы, а в барокко или рококо всё очень помпезное.

бал

Ампирный бал. Фото со страницы студии «Междумирье» Вконтакте

Балы у нас проводятся примерно раз в три месяца. Последний был в феврале. Есть постоянный бал в честь дня рождения нашей студии в конце ноября – начале декабря. Сейчас мы чаще всего делаем общие балы с танцами из разных эпох, а также сказок, фэнтези. Там – все от средневекового бранля до вальсов, которые исполняли уже в ХХ веке. Происходит смешение разных стилей и костюмов – получается карнавал. Иногда мы проводим балы-маскарады под настроение и определенную тематику. В будущем мы планируем делать и тематические балы, например, в стиле ампир. Средневековых балов проводить не будем, потому что это подразумевает фестивально-ярмарочный формат, когда мы выходим на площадь и там танцуем.
Главное требование для участия в наших балах – посещать танцевальные мастер-классы. Обычно они проводятся за месяц до бала, раз или два в неделю, в зависимости от сложности и количества желающих. По моему мнению, на балу нужно танцевать. Наш последний бал длился пять часов, мы исполнили 28 танцев.
Обычно на балах собирается около 60 постоянных участников, которые прошли мастер-классы. Если брать общее количество людей по Одессе, то будет человек сто. Также приезжают люди из других городов: Николаева, Киева, Харькова, Полтавы, Кременчуга, Львова.
Мы организуем танцевальные балы. А есть балы, которые проходят как светские мероприятия – туда мы даже не хотим ходить.

карнавал8

Бал-карнавал. Фото со страницы студии «Междумирье» Вконтакте

Когда-то я хотел на время перенестись в средневековье, но это было давно. Потом я познакомился с другими историческими эпохами и понял, что все они интересны. Поэтому мы и называемся «Междумирьем» – тут соединяются разные столетия.
Переодеваться в исторические костюмы – очень интересно. Это погружение в определенную эпоху, дополнительная игра, яркость. Представьте, грубо говоря, Юморину, когда люди только на один день позволяют себе примерить другой образ. А мы можем перевоплощаться в любое время.
перебивка Организаторы балов (5) Юлия Давыдова, занимается историческими танцами около шести лет: Мне очень нравится контрданс из разных эпох, от Средневековья до ХIX-XX века. Контрданс – это танцы, которые исполняются по определенной, заранее известной схеме. Движения там несложные, но происходят разные перестроения. Друг напротив друга выстраиваются линия дам и линия кавалеров. По одной из версий, название танца происходит от слова «country» – что означает его народное, деревенское происхождение. Наши костюмы – это не реконструкция, а стилизация. Для реконструкции нужно действительно ткать, использовать настоящие нити, вручную всё шить по технологиям того времени. А мы берем обычные, но натуральные ткани. Для костюмов эпох ампира и барокко можно даже использовать немножко синтетики. Но, конечно, в платье из натуральной ткани удобнее и приятнее танцевать. Мы шьем средневековые костюмы, сейчас коснулись эпохи ампира, а также нарядов в стиле фэнтези. Также делаем стилизацию под костюмы эпохи барокко: кринолины, корсажи. Но мужские фраки в стиле ампир мы пока берем в аренду. Их очень сложно пошить, для этого нужно специальное образование. А с платьями для балов проще: девчонки шьют их сами или просят меня.
Откуда берутся идеи костюмов? Мы смотрим картины, гравюры. Понятно, что мы не воссоздаем их внешний вид полностью. Но это намек, дающий направление для полета фантазии: «Хочется что-то наподобие этого. Только здесь сделаю немножко иначе, вот это я бы изменила». В результате получается совершенно не то, что изображено на картине или гравюре, но это основная исходная точка, откуда берутся идеи.
Есть люди, которые занимаются реконструкцией костюмов. Они “откапывают” и выкладывают в интернет манускрипты, книги, по которым когда-то кроили и шили. Мы ими тоже пользуемся. Организаторы балов (1) Костюм, который сейчас на мне, я сшила сама. Мое платье относится к XV веку. У меня одежда из бархата – ткани тогда были очень дорогие. Мой наряд говорит о том, что я дама не из бедных. В одно время существовало что-то вроде табели о рангах относительно того, какое сословие какую ткань и цвет себе может позволить. Но потом эти нормы, конечно, нарушались. Допустим, купчиха была не знатной, но богатой, и она иногда позволяла себе дорогую ткань. То есть, не факт, что я очень знатная, но что богатая – это наверняка. Капюшон в костюме Андрея называется «шапирон» – так называемый длинный хвост. Он не несет никакой нагрузки – бесполезная, в общем-то, вещь. Но это показатель статуса: чем длиннее хвост, тем человек “круче” и пафоснее. Раз он может позволить себе просто так использовать такую материю, – значит, он очень важный.

карнавал4

Бал-карнавал. Фото со страницы студии «Междумирье» Вконтакте

Чтобы заниматься бальными танцами, необходим постоянный партнер. Нужно доводить технику до совершенства. Мне кажется, что в наших танцах больше души. Мы танцуем не ради того, чтобы выполнить шикарные па, а ради удовольствия. Мы тренируемся, заучиваем какие-то схемы, но всё это для того, чтобы прийти и насладиться балом. У нас нет призов за безупречную технику. Мы можем танцевать с любым партнером, независимо от роста. Есть высокие кавалеры и маленькие дамы, и наоборот. В бальных танцах партнеры привыкают друг к другу, и если их поменять парами, они не смогут танцевать. Для них танец – это спорт, работа, достижения. А для нас это удовольствие. Пожалуй, я бы не хотела жить в другой исторической эпохе. Меня устраивает наш век. Но окунуться на время в другие столетия в ролевой игре или на наших балах – это с удовольствием.
Комментарии