mayak

Дмитрий Дубилет в Одессе: как работает iGov и почему это нужно

22.01.2016

Интервью

На днях Одесская область присоединилась к порталу iGov, запустив целый «пакет» социальных услуг. Презентовать очередной успех волонтерской команды iGov приехал ее куратор и вдохновитель Дмитрий Дубилет. После официальных встреч в обладминистрации и мэрии он пообщался с одесситами в коворкинге Impact Hub.

ДУбилет

Фото из Facebook  

перебивка

Что это

Портал iGov был запущен в прошлом году. За шесть месяцев нам удалось запустить около 200 электронных услуг. Это на 200 услуг больше, чем за прошедшие 15 лет в Украине. Первыми в проекте приняли участие «пилотные» регионы. Одесской области среди них не было, но учитывая активную позицию местных властей, она может быстро вырваться в лидеры по количеству подключенных услуг.

До конца года мы планируем подключить все госуслуги — их больше 1200. Конечно, есть ненужные и даже «глупые» услуги, и лучшие, что может сделать государство — это отменить их. Но пока такие услуги существуют, их нужно хотя бы перевести «на электронные рельсы».

перебивка

Как работает

Рассмотрим на примере получения справки о несудимости, которую предоставляет МВД. На главной странице портала iGov находите нужную услугу и регион (для жителей Одесской области она пока недоступна). Есть два способа идентификации пользователя — ЭЦП (электронно-цифровая подпись) и Bank ID (виртуальный профиль в банке, например, Приват 24). По статистике, в Украине насчитывается приблизительно один миллион владельцев электронной подписи и 6 миллионов Bank ID.

После прохождения регистрации заполняем форму, ради которой раньше нужно было отстоять очередь в каком-то учреждении. Важно, что информация с помощью Bank ID предоставляется единоразово с вашего разрешения. Государство не имеет доступа к вашим банковским данным.

Ответ от МВД приходит в электронной форме с наложенной цифровой печатью. Правда, есть нюанс – мы осознаем, что пока не все органы готовы принимать документы в электронной форме. Мы работаем над этим. В любом случае, возможность подать заявку удаленно сэкономит вам время и нервы.

После предоставления услуги пользователь оценивает качество ее исполнения. Это важный параметр, за которым мы внимательно следим. У нас работает волонтерский call-centre, и после каждой низкой оценки мы связываемся с гражданами и пытаемся выяснить причину. Есть редкие случаи, когда выполнение заявки затягивается или не выполняется. В таком случае мы бомбардируем «виновного» чиновника по всем каналам.

перебивка

Почему мы это делаем

Есть три базовые причины. Первое – борьба с коррупцией. В случае заказа услуги через интернет физический контакт с чиновником отсутствует, что сильно снижает коррупционный риск. Если даже контакт неизбежен, например при выдаче паспорта, перевод процесса на электронные рельсы все равно снижает зависимость от чиновника.

Вам не нужно выстаивать очередь и умоляюще заглядывать в кабинет. Система автоматически назначает время, дает возможность заранее заполнить нужные бланки. Если услуга платная – ее можно провести в любом отделении банка или с помощью Bank ID, не выходя из дома. Без комиссии. Это принципиальная позиция, банки не имеют право на этом зарабатывать.

Вторая причина – повышение эффективности работы госаппарата. Помните популярный мем, что один скрипт может заменить большую часть чиновников? Я не настолько радикален в подходе. Но одно дело, когда чиновник роется в документах, пытается разобрать почерки в анкетах и заявлениях, и совсем другое – когда он получает все это в электронной форме. В идеале, все эти процессы можно и нужно автоматизировать. Но даже на переходном этапе эффективность работы госслужащего сильно повышается.

Ну и третья — это удобство и комфорт граждан Украины.

перебивка

Кому принадлежит портал

Проект развивается по принципу «открытого хода». Вокруг iGov объединились несколько сотен волонтеров, которым интересно этим заниматься. Разработка происходит на всемирно известной площадке развития проектов с «открытом кодом» — GitHub. Сервисы бесплатно предоставляет киевская компания Denova. Таким образом, государство не тратит ни копейки.

Следуя примеру проекта Prozorro, мы хотим перейти на баланс международной организации Transparency International. Для этого iGov сейчас проходит аудит. Долгосрочная цель – перейти на баланс государства.

Почему мы не стали сразу действовать под зонтиком государства? Сами представители власти на начальном этапе проекта подсказали, что став частью государства, мы сильно замедлим темп.

перебивка

Насколько законны электронные услуги

Чаще всего этот вопрос задают чиновники. Есть множество заключений юристов о законности деятельности  iGov. Есть закон «Об электронной цифровой подписи», есть распоряжение Нацбанка об идентификации граждан, которую проводят банки (Bank ID) и другие заключения профильного характера.

Конечно, по форме можно придраться ко всему. Но по сути нет ни одной причины, чтобы отказаться внедрять ту или иную услугу в электронной форме.

перебивка

Все зависит от нас

Запуск услуг зависит от нас с вами. Без гражданского общества у государства ничего не получится. Тому есть множество примеров. Сейчас нашу команду можно условно поделить на разработчиков, кураторов (те, кто коммуницирует в регионах с госучреждениями) и волонтеров.

Даже если вы не IT-специалист и далеки от темы E-government, вы все равно можете помочь. Даже пяти минут свободного времени в месяц достаточно. Стать волонтером можно, заполнив форму на портале.

Поделиться

возможно, вас заинтересует



Оставить комментарий:





'