mayak

Работник недели: артист фаер-шоу в Одессе

04.12.2014

Интервью

 Артист фаер-шоу Михаил Гусак: об оружии тибетских монахов, правильном «выдувании огня» и мелких ожогах.

О начале

То, чем мы занимаемся, называется fire show или огненное шоу. В разговорном варианте мы просто говорим «фаер». Я в этой сфере уже шестой год. Бывали перерывы до полугода, потом всегда возвращался.

С одной стороны – меня с рождения к огню приучили: камин дома, костер в походах, вечера при свечах во время веерных отключений электроэнергии. С другой стороны, фаер-шоу  было ново, интересно, ярко. Помню, как-то позже забрасывал фаер, поскольку казалось, что он стал слишком популярным: сегодня фаерщиков вокруг, как фотографов, дизайнеров или программистов — на каждом углу. Количества много, качества мало.

Потом «загорелся» всерьез, и теперь уже все равно, сколько «фаерщиков» на улицах, главное – это свой рост.

 О хобби

Для меня долгое время фаер был просто хобби: так, когда есть «час та натхнення» — можно пожечь, особо не «заморачиваясь» тем, как это выглядит.

Только с год назад я понял, что меня действительно затянуло. Лично для меня фаер сейчас сродни искусству: хочется экспериментировать, творить и созидать прекрасное.

То, что результат можно продавать – отдельный приятный бонус, позволяющий развиваться дальше. Без денег, к сожалению, в этом деле действительно хорошего результата не добиться. Кроме того, отдача и эмоции заказчиков после успешно отработанного заказа – это как хороший заряд энергии, поощряет двигаться дальше.

003

О единомышленниках

Сама команда в нынешнем своем составе рождалась довольно долго. Когда-то, морозным ноябрьским вечером 2011 года собрались мы большой огненной компанией со всего города. Просто так, для себя, позвали всех, кто хотел. Человек сорок пришло. Огонь в руках, костер на земле, глинтвейн, чай – хорошо время провели.

А потом пришла зима, на улице похолодало, и в одном теплом зале собралась половина той компании для регулярных тренировок. Так и повелось.

Прошло три года, кто-то из тех людей бросил фаер, с кем-то уже и не общаемся. Из изначальной команды родилось 3-4 новых коллектива. Команды в фаере размножаются делением, это нормально.

О команде

В нашей команде пятеро человек: четверо выступают, пятый — мастер на все руки и техподдержка. Очень полезный человек во время выступлений.  Называется это так: творческая группа «Амбер» — коллектив, работающий в жанре огненно-пиротехнического и светового шоу. Стаж в нашей команде у всех разный: от одного до шести лет.

Об обучении

Обучение проходит пять долгих лет в особом огненном монастыре высоко в горах Тибета, и лишь избранные способны овладеть всеми навыками сполна!.. Шучу. Конечно, обучить можно любого, все мы были «с улицы» в свое время. Обучались на своих шишках либо у более опытных ребят. Когда в городе их еще особо не было – находили таких в интернете. А те, в свою очередь, только на своих шишках и учились.

По большей части тренируемся в арендуемом зале. Зеркала – штука полезная для тренировок. В теплое время, бывает, и на улице собираемся, в парках.

Полезными дополнительными навыками будут танцы, единоборства, фехтование, легкая атлетика, актерское мастерство. Кто хочет большего – знание физики, химии, механики, электроники, программирования, рисунка, швейного мастерства тоже пригодятся.

Сколько времени учиться? Смотря насколько усердно, как и в любом начинании. Кто-то за полгода становится мастером, кто-то за пять лет больше трех элементов не выучит.

О выступлении

Оптимальное выступление длится порядка 15 минут. Можно успеть показать много интересного и эффектного, и одновременно зритель не начнет скучать или мерзнуть, если выступление зимой. Как правило, совмещаем выступление с огнем и пиротехникой (все это у нас в руках, так сказать), затем может последовать фейерверк (уже в небе, как на Новый год запускают). По желанию заказчика устанавливаем огненные инсталляции  — это рисунки и логотипы, разные надписи (Вася+Аня, к примеру), или сердца. Последние обычно молодожены на свадьбах поджигают сами, с помощью факелов, и получают яркие фото на память.

001

О реквизите

Ассортимент используемого реквизита достаточно широк, техника выступления с каждым из них разная. Есть пои – это фитили на цепях, пришли к нам из племен Маори, Новая Зеландия. Есть специальные веера, такие жесткие металлические конструкции с рядом фитилей. Скорее всего, пришли к нам из Китая. Есть роуп дарты — фитили на 3-4-х метровой веревке, вот они действительно изначально были оружием тибетских монахов. Еще используются  стаффы – это посохи разных конструкций, палм торчи (конструкция с фитилем, надевается на руку) и чаши для танцев с огнем в руках, ходули.

Бывают еще разновидности каждого реквизита, но на пальцах это все рассказывать – долго и путано. Проще и посмотреть вживую.

 О мастерской

Весь огненный реквизит я с самого начала делаю сам. Есть и мастерская своя, ориентированная на продажу, в том числе за рубеж. Мы экспериментируем постоянно, технологии изготовления оттачиваются и совершенствуются уже не первый год.

Материалы не уникальны, все покупается на строительных рынках.

О сложном

У каждого отдельного вида реквизита своя техника и свои сложности. Для меня лично пока что самое сложное – это работа с кометами (большие фитили размером с голову ребенка, каждый на цепях) на ходулях. Кометы тяжелые, на поворотах заносит. Зато оставляют за собой красивые огненные шлейфы длиной по полтора метра.

А опасней всего, пожалуй, выдувание огня (фаер бризинг, от англ. «fire breathing», дыхание огнем).

О безопасности

Лучшее средство от травм – упорное обучение с тренировочным реквизитом, причем без огня. Все можно довести до автоматизма, тогда и с огнем работается спокойно. Но определенные меры безопасности стоит соблюдать и опытным, и новичкам: длинные волосы собирать в пучок или вообще прятать под банданы или платки; не выступать в тонкой синтетической одежде; следить, чтоб на одежду или тело не попадало топливо перед выступлением; при работе с пиротехникой надевать защитные очки; саму пиротехнику не держать близко к огню.

Об ожогах

В моей практике серьезных ожогов не было вовсе, а на мелкие уже давно не обращаю внимания.

002

О выдувании огня

Выдыхать огонь я умею, но не люблю. Система пищеварения моя на керосин возмущается. А процесс именно такой – набрать в рот керосина (ни в коем случае не используется бензин, спирт или растворитель – все эти вещества могут воспламениться у человека во рту во время плевка) и правильно выплюнуть его перед собой на факел. Процесс, конечно, эффектный, но опасный и совершенно не полезный человеческому организму, так что никому не советую этим заниматься.


О финансах

Последнее время, к сожалению, фаер-шоу — это не основной мой источник дохода, люди стали экономить на развлечениях. Но я верю в лучшее, — что скоро сможем вернуть себе клиентуру.

О соревнованиях

На огненных фестивалях, которые регулярно проводятся по всему миру (и в Украине, в частности, в Киеве, Харькове и Львове) проводят баттлы. Используя каждый вид реквизита, люди соревнуются в технике и манере выступления. Ребята из моей команды уже участвовали в баттлах, есть и победы. К сожалению, медалей из драгоценных металлов на таких соревнованиях пока не дают.

О пиротехнике

Если бы к нам взяли и нагрянули Раммштайн без своих пиротехников, мы бы смогли обеспечить им шоу! Уверен, в чем-то мы бы тех пиротехников даже переплюнули. Если Тиль Линдеманн не побоится за свою группу и аппаратуру, конечно.

 

Поделиться


Оставить комментарий: