30 марта 2016

Как это работает: Футбольный фанат в Одессе

Член одесского околофутбольного движения: о роли ультрас и футбольных хулиганов, общении с футболистами «Черноморца», всеукраинском перемирии и прозвище обычных болельщиков.

 О движении

Все околофутбольное движение очень часто обобщают, называя всех футбольными хулиганами. Но в движении есть разные “подразделения”. Есть ультрас, которые занимаются визуальным оформлением сектора, они поддерживают команду и ездят на выездные матчи. Флажки, баннера, модульные шоу – это когда из маленьких квадратиков, которые держат люди, составляется рисунок на трибуне – все это по части ультрас. И есть футбольные хулиганы. В свою очередь и ультрас, и хулиганы тоже делятся на разные коллективы. А остальных людей, которые просто посещают матчи, мы называем «кузьмичи». Когда команда на высоте, их полные стадионы. А мы с командой вне зависимости от счета и места в турнирной таблице.

О правилах

У движения есть свои правила: мы не распиваем алкогольные напитки, не курим на секторе и пропагандируем здоровый образ жизни. Мы – единая система, все делаем вместе. Никто из нас не кинет одиночную петарду, чтобы потом оштрафовали клуб. И, разумеется, у нас есть дресс-код: посещение одесских игр возможно только в синей футболке, желательно брать с собой шарфы. Если холодно – то в темной куртке. Краской лицо не расписываем, это не наш стиль.

О девушках в движении

Сколько у нас в движении человек,  я даже не скажу. Сейчас многие из «околофутбола» воюют на Востоке, кто-то просто отошел от этого. Сейчас нас примерно 400-600 человек. Девушек, конечно, гораздо меньше. Многие из них приходят, потому что они действительно любят футбол: они посещают выездные матчи, рисуют плакаты, болеют за команду, а некоторые приходят в поисках парня-хулигана. Девушек, мечтающих именно познакомиться с футболистом, я не знаю. Возможно, они на других секторах. В одесском хулиганском движении девушек сейчас нет. Раньше были, причем внешне никогда не поймешь, что она – футбольный хулиган. Выглядят женственно, носят платья, имеют семьи и даже детей. Вообще мы в обычной жизни ничем не отличаемся от обычных людей, среди нас есть и врачи, и учителя.

О перемирии

Сейчас между клубами заключено перемирие, это произошло еще во времена Майдана. Есть клубы, с которыми мы общаемся, с другими же сохраняем нейтралитет. Общаемся с харьковским «Металлистом», с Полтавой, с Винницей, Тернополем, кишиневским «Зимбру» и рядом других клубов. Нейтралитет у нас с «Динамо», «Днепром», «Карпатами», то есть с теми, с кем раньше были конфликты. Каждая такая дружба или вражда имеет свою историю. На каждый клуб приходится одно хорошее и одно плохое прозвище. Мы одновременно «моряки» и «жиды», львовяне – «львята» и «вуйки», разве что «Динамо» – это «хохлы» и для друзей и для врагов.

О вступлении

У нас нет никакого особого отбора, мы не проводим собеседований. Человек, который действительно любит футбол, болеет за команду и ходит на матчи – потому что ему это нравится, а не потому что модно – он уже наш человек. На сектор мы пускаем с 16-ти лет, а на выезды с собой берем с 18-ти. Кричалок и песен у нас много. Это «Моряки-вперед», «Южная столица», песни «Прогулка по Одессе», «Одесса Красная».

О посещении

Мы посещаем и домашние и выездные матчи, вне зависимости от расстояния и сложностей пути. Как добираться и чем добираться – не важно, мы можем спать на вокзале, ехать с четырьмя пересадками. Есть такая категория как «золотой сезон» – это если ты в течение двух частей сезона не пропускаешь  ни одну домашнюю или выездную игру. Среди нас есть девушка, у которой пять «золотых сезонов». Но посещение матчей никак не регламентируется, все только по желанию. У многих получается ходить только на домашние матчи, но при этом очень поддерживать команду.

О футболистах

С футболистами «Черноморца» мы общаемся, в основном после выездных игр. Когда только начинались большие проблемы, то есть когда ушли все игроки, и было много финансовых вопросов, мы ездили к команде на базу.  Хотели оценить масштаб проблем клуба. Раньше футболисты летали на матчи на самолете, а сейчас, как и мы, едут на поездах. Поэтому мы можем спокойно прийти в их вагон и поговорить перед игрой. Проверяем на наличие спиртных напитков, вообще немного контролируем. Нынешний состав молодой и не очень опытный, но многие ребята хотят себя показать. Все зависит не от самих игроков, а от руководства клуба. Если руководители захотят, чтобы команда росла, она будет расти, у нее есть потенциал. Надеемся, что уже не будет как в прошлом году, когда вратарь, пропустивший четыре мяча в Днепре, сказал нам, что он просто играет за деньги. Сейчас ребята играют на энтузиазме.

О хулиганах

Еще до перемирия нашему автобусу дорогу пытались перекрыть ребята из «Динамо», организовывали чуть ли не погони. Но наши водители к такому привыкли. Особых проблем не возникало. Серьезных противостояний хулиганов разных клубов со времен перемирия нет. Ребята стояли плечом к плечу на Майдане, вместе воевали на Востоке – теперь драться им нет смысла. А раньше дрались активно, были и сломанные кости на лице, переломы рук и ребер. Драться можно только на руках, правила запрещают какое-либо оружие. А на самом деле главная функция футбольных хулиганов – это обеспечение порядка. Они контролируют поведение на секторе, а не провоцируют конфликт. Именно благодаря им и сохраняется порядок на стадионах – это делает каждое фанатское движение. Наши ребята справляются на отлично, нет никакой нужды в полиции на стадионе.

О финансах

У нас есть «общак», который мы собираем сами; клуб нам может выделить деньги разве что на краску для плакатов, никаких спонсорских пожертвований нам не делают. За все мы платим из своего кармана.

О другом

Есть группа «Голос двадцатого сектора», которая проводит тренировки по воскресеньям. Там не избивают со словами «ты нам не подходишь!», а обучают ребят.  Еще мы проводим футбольные матчи единства с другими фан-движениями, они всегда играются в ничью. Мы закрытая организация, все, что происходит в клубе  – остается в клубе. У меня проблем не будет, я ничего особенного и не рассказал.
Комментарии