15 марта 2016

Потеряли голову: как одесские ученые делают карьеру за рубежом? История Алекса Никольско-Ржевского

МАЯК начинает серию публикаций об одесских ученых, которым удалось построить успешную карьеру за пределами родного города. уехавшие1 Александр Никольско-Ржевский закончил физический факультет ОНУ им. Мечникова в 2001 году и собирался заниматься наукой на Родине, но пришлось эмигрировать, сменив физику на экономику. Сейчас он живет в США и вспоминает, как ему предложили ехать в глубинку Одесской области и вести физику в школе за 30 долларов в месяц.
Мне нравилось преподавать, нравилось проводить исследования, «быть ученым», но финансовые мотивы тоже были важны. По этой причине поступил в Киевскую Школу Экономики, а потом – в аспирантуру Хьюстонского университета.
Алекс говорит, что первое время адаптироваться в Америке было чрезвычайно сложно, и даже сейчас, спустя 13 лет, он хотел бы вернуться в Украину. Вот только заниматься экономической наукой в Одессе практически невозможно. razdel-ueh «У нас две крайности. Есть очень много шума – люди, которые все еще живут в постсоветском мире, «пишут рефераты» под видом научных статей, публикуются во внутриуниверситетских журналах/«вестниках», которые никто не читает и даже не догадывается об их существовании. Более того, многие не понимают отличие экономики от, например, финансов или менеджмента, и уж точно удивятся, узнав, что экономика на западе – техническая наука, основанная на сложных математических моделях. Но есть и тот 1% ученых, которые делают реальные исследования и двигают науку вперед. У них, часто, европейское или американское образование, они читают и публикуются в англоязычных журналах, периодически проходят практику за рубежом. Надо понимать, что экономика (рыночная, не плановая) – это западная наука, у нас ее никогда и не было, нет ни своих наработок, ни своей школы (в отличие от математики и физики), ни, до недавнего времени, профессионалов», – говорит он. office Несмотря на все сложности, Алекс считает, что реформировать образование и науку в Украине можно – следует скопировать американскую модель и внедрить ее в украинские реалии. По сути, главная идея – это создание конкуренции среди вузов, студентов, преподавателей и ученых. razdel-ueh Автономность вузов уберет «лишних» людей и поднимет зарплаты тем, кто остался. Обновление учебных программ «подтянет» образовательный процесс к требованиям современных работодателей. Публикация независимого рейтинга вузов (по процентам безработицы или зарплатам выпускников) поможет абитуриентам сделать осознанный выбор, а сами вузы будут мотивированы повышать качество образования. Зарплаты профессоров можно привязать к индексу цитирования их научных работ, а зарплаты преподавателей – к анонимному рейтингу, который составляют студенты каждый семестр. Все это у профессора Никольско-Ржевского в ближайших планах – он подал свою кандидатуру в комитет по высшему образованию при Министерстве образования Украины.
Если пройду конкурсный отбор – попробую воплотить свои идеи в жизнь.
Сейчас Алекс помогает стране удаленно, редактируя аналитический портал VoxUkraine, где вместе с ведущими экономистами – выходцами из Украины и зарубежными экономистами и юристами проводит независимую оценку экономических реформ. Свою научную деятельность Алекс связывает, пока что, только с Америкой. За океаном он защитил диссертацию, написал более 25 научных статей, а одна из его работ стала основной для законопроекта, который, в случае принятия, в корне изменит монетарную политику США.  

Текст: Аня Филимонова

Фото: Алена Никольско-Ржевская

Комментарии