29 июня 2018

Как одессит держит в квартире волка и выгуливает его в парке

Одессит Алексей Яровенко спас волчонка, принес его домой и вырастил в квартире. У Алексея большой опыт общения с животными — он президент общественной организации «Кинологический центр Arcadia Selex», более 15 лет дрессирует собак. Два года служил в национальном природном парке «Бугский Гард» (Николаевская область). Из них полтора года наблюдал за стаей волков в дикой природе. Маяк узнал, какие трудности были с воспитанием волчонка и почему ни в коем случае нельзя заводить волка дома. Алексей Яровенко, держит в квартире волка Воя: Вою уже год и четыре месяца. Я забрал его у охотника. Товарищи-охотники позвонили и рассказали, что у них в группе один человек пошел в логово и стал стрелять по стае волков. Щенки разбежались, но двоих он смог забрать. Сучку он продал кому-то в тот же день, а Воя оставил себе натаскивать собак. Ребята узнали об этом и позвонили мне, так как я служил в заповеднике и общался с волками в дикой природе. Когда я приехал на место, охотник не хотел отдавать волчонка — пришлось повздорить.
Когда я принес Воя домой, ему было где-то 2,5 месяца. Первый месяц он прятался под кроватью и выходил только ночью. Тогда наши друзья уезжали за границу и оставили нам на передержку щенка джек-рассел-терьера Шанти. Это немного помогло Вою. Тому щенку было пять месяцев, и они вдвоем играли.
Я доставал Воя из-под кровати и кормил, так как кушать он сам не умел. Мама приносит волчатам пищу и срыгивает полупереваренное мясо. Если просто дать волчонку кусок мяса, он не будет есть. До восьми месяцев я кормил Воя щенячьим кормом. Первое время я по чуть-чуть запихивал корм ему в рот, а позже он уже сам начал кушать, но только по ночам.
После восьми месяцев мы стали кормить Воя говядиной. В день он съедает до двух килограммов мяса.
После первого месяца Вой привык и начал выходить днем. Когда я забрал его, полгода практически не работал и всё время проводил с ним дома. Спустя месяц мы впервые вышли на улицу и прогулялись возле дома. Потом я начал заниматься с ним социализацией и уделил этому очень много времени. Каждый день я знакомил Воя со всем, чем только можно. Мы посещали парки, знакомились с людьми и собаками. Это и позволило нам социализировать Воя, чтобы он вел себя спокойно и не был агрессивным.
Он начал очень хорошо ладить с собаками. В первый день мы встретили в парке аляскинского маламута Мади. Они сразу начали играть, и Мади очень бережно обращался с Воем, как со щеночком. У них до сих пор закадычная любовь. Вой слышит его с другого края парка и начинает подвывать. Они ложатся, целуются. Мади его оберегал и прикрывал от всех собак.
Вой дружит практически со всеми собаками, от него ни разу не исходила агрессия. Он даже выступает своего рода миротворцем. Если собаки повздорили, он обязательно встрянет и начнет что-то четко объяснять агрессору. Самое интересное, что собаки слушают Воя. У него есть фишка: если много собак начинает чудить, Вой запрыгивает на скамейку, ходит по ней и что-то им “рассказывает”. Собаки садятся и слушают его. В первый раз мы думали, что это так совпало, но ничего подобного — собаки действительно его слушают. Люди в парке нормально реагируют на Воя, все его знают. Одни соседи знают, что он волк, а некоторые по-прежнему думают, что это собака. Когда я принес Воя, он был маленьким и страшненьким. Соседи думали, что я нашел и притащил домой какую-то дворняжку. Некоторые до сих пор так и считают. А какая разница? Вой не доставляет никакого дискомфорта ни нам, ни соседям. Конечно, когда он был маленьким, то громил всё, что мог, как и собака. Он шкодничал, когда нас не было. Первое время я постоянно проводил с Воем, а потом стал потихоньку оставлять его дома. Сначала Вой переживал, что его бросили, и очень нервничал. С Воем было множество трудностей. Сложнее всего было установить иерархию, потому что волк — это не собака. Он не спешит подчиняться. Даже у собак вожак устанавливается еще внутриутробно. В течение пары часов после рождения у них уже есть четкий претендент на роль лидера будущей стаи. У волков то же самое. Смысл жизни каждого животного — стать вожаком. И когда убираешь из помета щенков явного лидера, сразу же появляется новый. Это обязательно. Даже если оставить двух щенков, один из них останется лидером. Нам нужно было изначально установить, кто в доме хозяин и вожак. Конечно, с этим были трудности: Вой и кусался, и огрызался. Понятно, что в первое время он шкодничал и не слушался. Каждую попытку его отругать или наказать он встречал зубами. Это было и больно, и сложно. У волка зубы на порядок крупнее, чем у собаки. Даже молочные клыки достигают двух сантиметров.
Но потихоньку мы установили иерархию. Волка нельзя пережимать. Если чуть больше морально надавить на собаку, она чувствует твою силу и подчиняется. С волком так не получится. Можно додавить до того, что он просто сорвется от отчаяния. Любой загнанный в угол дикий зверь очень опасен. Эту грань всегда нужно соблюдать.
Люди должны понимать одну простую вещь: животному нужно уделять внимание. А что касается собак любой породы и размера, енотов, лис, крупных кошек — их нужно дрессировать и воспитывать. Тогда человек действительно сможет наслаждаться компанией своего питомца. Иначе — беготня по паркам за собакой и постоянная грызня. Я никому не советую заводить диких животных — это огромная ответственность. Если вы все же решились на такой шаг, необходимо обратиться к специалистам-дрессировщикам. Причем к тем людям, которые общались с животными в дикой природе. У нас, к сожалению, половина дрессировщиков по профессии программисты или еще кто-то. Человек пришел дрессировать собак, потому что посчитал это неплохим заработком. Но такой дрессировщик не живет этим, и не понимает всех нюансов. Если он не понимает всех тонкостей в собаках, то доверить такому человеку дикое животное — это глупость.
Есть много случаев, когда люди покупают себе дикое животное, играют с ним, а потом оно теряется. На Болгарской так уже пятый или шестой раз теряют лисенка и предупреждают, что он может укусить. Вы завели лисенка, запираете его в квартире и хотите, чтобы он не убегал и еще был нормальным и социальным? Так не бывает.
А заводить дома волка нельзя ни в коем случае. Если с ним неправильно обращаться, недостаточно работать и уделять мало внимания, это животное становится опасным для самого хозяина.
В Киеве есть питомник, который позиционирует себя как питомник диких животных. Там продают всё: ястребов, орлов, соколов, тигров, волков. Они пишут: «Одомашненный волк — что может быть престижнее?». Получается, питомник позиционирует это с точки зрения повышения статуса. Еще пишут, что волк на даче будет хорошим защитником территории. Да в жизни он не будет защищать территорию! Волки осторожны сами по себе, и это нормально, это их спасает. Может быть, к шести годам волк начнет охранять территорию. Но какой будет цена охраны? Если на участок кто-то зайдет, то там он и останется. Может, найдут кепку и пуговицы. Собака укусит, а потом отбежит, испугается. А волк если укусит, то начнет рвать жертву. Он будет до последнего уходить от атаки, но если решит напасть, то будет атаковать насмерть. Поэтому ни в коем случае нельзя заводить дома волка. Что касается меня, то я понимаю всю ответственность и готов к тому, что в какой-то момент он опять попробует доказать мне свое главенство. Я знаю, что с этим делать. Я готов к тому, что могу быть в очередной раз покусан. Меня уже много рвали и таскали, поэтому мне не особо страшно. Я больше боялся, что будет, если Вой останется у охотника.
Комментарии