mayak

Работник недели: Балерина Одесского оперного театра

05.03.2015

Интервью

балет

Балерина Одесского Национального Академического театра Оперы и Балета Радмила Аитова: о том, можно ли позволить себе фастфуд, стирают ли балерины пальцы в кровь, какой алкоголь пить разрешено и почему травмам можно быть благодарной.

О детстве

С семи-восьми лет я начала заниматься акробатикой. Я была очень активным ребенком: любила лазить по деревьям, кувыркаться на турниках, бегать, прыгать, лазить по канату на физкультуре. Когда мои родители заметили, что акробатикой я серьезно увлеклась, а мои тренеры тоже были заинтересованы в том, чтобы я перешла на профессиональный уровень и занялась спортивной гимнастикой, — они немного испугались. На тот момент по телевидению убежденно рассказывали, что спортивных гимнасток пичкают непонятными медикаментами и вообще это очень вредно.

Поэтому родители решили перевести меня в танцевальный кружок. Так, лет с девяти я начала заниматься в школе искусств танцами и классическим балетом — в городе Похвистнево Самарской области, откуда я родом.

О танцах

Поначалу мне было тяжело, поскольку спорт мне нравился больше, а танцы казались чем-то несерьезным, но мой педагог старалась всячески нас развивать и вдохновлять, возила по всевозможным самодеятельным конкурсам и фестивалям. И вот однажды мы попали в Пермь, где у нас была возможность побывать в настоящем Театре Оперы и Балета, увидеть балерин и попробовать поступить в хореографическое училище.

Мне удалось пройти все туры и поступить, но вернуться туда уже учиться не было возможности, так как очень тяжелая и накладная дорога.Серьезная цель у меня уже появилась, поэтому я поступила и приехала учиться в Уфу в Башкирское хореографическое училище им.Рудольфа Нуриева, которое с удовольствием окончила и получила специальность Артист балета.

О переезде

Учась на последнем курсе училища, я выступала на фестивале в Донецке. Там присутствовал главный балетмейстер Одесского театра оперы и балета Владимир Николаевич Трощенко: он заметил меня и пригласил на работу в Одессу на правах второй солистки-корифейки, минуя кордебалет. Так я оказалась в Одессе и ни разу об этом не пожалела. Это было в августе 2007 года.

балет_03

О терминологии

В балете есть артисты кордебалета, которые исполняют массовые сцены, все “белые акты”, то есть все, что танцуется в белых пачках — белые лебеди в “Лебедином озере”, белые девочки-тени в “Баядерке”. Конечно, мне не удалось избежать кордебалета, и это прекрасно, так как кордебалет — это очень важная и серьезная школа, которую должна пройти почти каждая будущая балерина.Он учит вниманию, дисциплине и ответственности.

Корифеи — это заводящие в кордебалете девочки, первая линия. Соло, па-де-де — это все корифейки, они имеют свой определенный сольный репертуар, который тоже имеет значение в спектакле.

А следующими уже являются ведущие партии, примы. У нас в театре порядка десяти прима-балерин. А всего труппа театра — порядка ста человек. Артистов-мужчин процентов сорок.

О мифах

В Одессе нет легендарных балетных интриг. У нас больше юмора, больше поддержки и дружбы. Мы как одна большая семья, мы стараемся уважать друг друга. Можем обижаться, но подставлять друг друга — никогда.

О диете

С едой все индивидуально. Есть люди, склонные к полноте: им, несмотря на физический труд, приходится ограничивать себя. Я таких проблем не имею, поэтому у меня правило простое: если есть время поесть — ешь. Неважно, что. Иногда могу позволить себе фастфуд — не часто, конечно. Но если просыпаешься с чувством, что все, что  тебе нужно, это гамбургер, то я себе не отказываю. Еще я не могу отказаться от сладкого — без пирожного и шоколада я плохо работаю.

Что касается алкоголя, то по спортивной диете нам вообще запрещено употреблять напитки ниже 40 градусов, а таких много не выпьешь. Пиво, вино, шампанское, мартини — нельзя, а коньяк и виски можно, только немного. Занимаясь спортом, я веду здоровый образ жизни, и позволяю себе качественные спиртные напитки лишь по праздникам.

О любимом

Одной из самых любимых моих партий является Белая Кошечка в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица», эта роль — сплошное для меня удовольствие! Очень люблю Pas de quatre — это небольшое одноактный балет, поставленный Ж.Перро, музыка Ц.Пуни, на четверых легендарных балерин романтической эпохи (Мария Тальони, Фанни Эйслер, Фанни Черитто и Карлотта Гризи). Танцуя этот номер, мы очень стараемся передать стиль, настроение и атмосферу той эпохи, это безумно интересно!

Так же одной из ярких моих партий являются подруги Китри в балете «Дон Кихот». Одной из самых сложных партия является — Жар Птица в балете «Жар Птица» на музыку С. Стравинского в постановке Г. Ковтуна, продолжительность балета составляет пятьдесят минут из которых почти сорок минут я не покидаю сцену.

балет_02

О подготовке

Кто-то крестится перед выступлением, кто-то булавки цепляет. Я немножко молюсь, прошу помощи. Еще мне непременно нужно коснуться сцены до того, как я выйду на нее в спектакле.

Некоторые артисты в этот день ничего не едят, только кофе пьют. Мне обязательно нужно поесть макароны, они мне дают энергию для спектакля. А уже после особенно сложных спектаклей можно пойти в клуб и выплеснуть полученную энергию. Потому что понятно, что до трех часов ночи не заснешь.

О зрителях

Я была в Америке, Канаде, Испании, Португалии, Франции. Больше всего мне понравилось в Испании. Зрители везде разные: испанцы очень хорошо принимают, французы более сдержанны во время спектакля, а после уже могут хлопать,топать, радоваться.

В Америке самые яркие зрители, но они могут прийти в театр, открыть чипсы и пить кока колу — это черта провинциальных американских зрителей. Зато потом очень радуют овациями. Одесский зритель хороший и серьезный, всему подряд радоваться не будет.

О “Черном лебеде”

Мне и многим моим друзьям при просмотре фильма было смешно. Очень много надуманного и утрированного. Может быть, когда-то в царские времена люди с ума и сходили, но сегодня — нет. Эти пальцы в кровь… Сегодня настолько удобная балетная обувь, что это практически невозможно. Можно неудачно стереть пятки, и то по собственной глупости.

О сложном

Фуэте — это не самое сложное движение, им может похвастаться не только прима-балерина. Там своя техника, поворот-точка-поворот-точка. А самое сложное движение для артиста балета — это встать утром с кровати и пойти на репетицию.

О травмах

Кажется, будто классический балет — это чистое здоровье, но это не совсем так. Спутники профессии — это преждевременная старость суставов, перенапряжение мышц, травмы, так как балет — это очень травмоопасная профессия: если не ты сам, то партнер может подвести. Этого можно избежать, не перенапрягаясь, но порой так хочется перенапрячься, чтобы получить результат!

Мы изначально, еще будучи детьми, понимали, на что мы идем. Это труд мазохистов, наверное.

О гастроли

Травма — она будто бы бьет тебя по голове и говорит: “Очнись, проснись”. Первая моя серьезная травма была на гастролях — мы два месяца ездили по Франции с балетом “Жизель”. Гастроли были очень тяжелыми, было очень мало выходных, постоянные переезды в автобусе, недосып, проблемы с питанием. В конце я устала и хотелось домой.

Изначально гастроли были изнурительными. За неделю до их окончания нам попался довольно холодный театр с немного скользкой сценой. На спектакле, почти в самом конце па-де-де, я на ровном месте поскользнулась и упала. На видео это выглядит так, будто я на секунда присела, встала, меня подхватил партнер и мы продолжили танцевать. За кулисами я поняла, что произошло что-то нехорошее.

На месте мне оказать медицинскую помощь не смогли, пришлось неделю терпеть. Я уже не выступала, не могла долго стоять, сидеть вообще не могла. В автобусе я лежала в проходе на боку. Дома я пошла в травмпункт, где мне поставили диагноз “перелом копчика и небольшая трещина в крестце”. Все закончилось тем, что мне просто месяц нужно было лежать дома и ничего не делать.

балет_01

О возможности

Неделю я выдержала, а потом поняла, что ничего не делать не смогу. И решила заняться тем, что мне хотелось, но на что всегда не хватало времени — попробовать себя в актерстве. Двигаться я могу, захотела научиться разговаривать.

Я поступила на актерские курсы в Киношколу им. Веры Холодной. Поэтому сказать, что я жалею о той травме, я не могу. Я попала в новый, другой мир, раскрыла себя с новой стороны. Дала возможность почувствовать себя какой-никакой, но драматической актрисой. Наша маленькая труппа дала один спектакль, но после разъехалась, а я успела получить вторую травму.

О возвращении

Мой партнер, не так давно вернувшийся с тяжелых для него гастролей, был уставший —  а нам нужно было срочно вспомнить и отрепетировать спектакль, в который мы неожиданно попали, заменив другую пару.Этот балет не шел уже полгода, некоторые моменты были утеряны и требовали больших отработок, а времени было в обрез. Так вышло, что на почве нашей общей усталости и небольшого волнения, партнер меня упустил….

Я думала, что покидаю театр примерно на неделю, но оказалось, что я “вылетела” на три месяца, два из которых провела в гипсе. Но сейчас я партнеру очень благодарна, поскольку эта травма привела меня в спорт. Как будто все вернулось на круги своя — я снова могу заниматься спортом, при этом не покидая балет.

О пилонном спорте

Я живу на Троицкой, пару лет назад недалеко от меня открылась Pole Dance Studio Odessa. Я постоянно проходила мимо и думала “Как интересно, хорошо бы туда зайти” и опять “Как интересно, хорошо бы туда зайти”. После двух месяцев в гипсе я жаждала физического труда и, научившись снова ходить, пошла в эту студию. В театре в то время начальство позволяло мне восстанавливаться.

Я начала заниматься пилонным спортом, выиграла в трех всеукраинских чемпионатах, каждый раз повышая уровень и дойдя до высшего, — и сейчас наконец-то чувствую себя счастливой и полноценной, поскольку занимаюсь тем делом, которое является страстью для меня. Если мне сейчас кто-то скажет “Нет, мы отнимем у тебя пилонный спорт”, то я, наверное, буду драться с этим человеком.

Сейчас в этой студии я уже преподаю. На сегодняшний день у меня практически нет выходных и я очень стараюсь совмещать работу в театре, работу тренера в студии и личное развитие в сторону новых побед и достижений.

Поделиться


Оставить комментарий: