mayak

Смыслы Революции: как изменилось символическое поле Украины

21.11.2014

Интервью

За последний год символическое поле Украины претерпело серьезные изменения. С началом протестных движений Майдан стал символом противостояния власти. Брусчатка, коктейль Молотова, шина и елка — стали частью современного народного фольклора. Война на Востоке лишь усилила трансформацию.

О самом эмоциональном символе Евромайдана, милитаризации украинского общества и десоветизации МАЯК поговорил с доктором политических наук и профессором Одесского регионального института государственного управления Эллой Викторовной Мамонтовой.

Мамонтова

-Элла Викторовна, символы бывают разные. Какими они могут быть в политике? 

-Как правило, это простой лаконичный знак, концентрирующий в себе огромное количество смыслов. К ним мы традиционно относим  государственную символику. Но в политике огромную роль играет ритуально-процессуальная (всевозможные демонстрации, парады) и перформативная (произнесение речей, в которых важна не суть сказанного, а сам факт их произнесения) символика. Примером последней может служить «крымская» речь Путина. Она приобрела достаточно мощное значение  и для россиян, и для всего мирового сообщества.

Особую роль символы обретают в период становления государственности и формирования политической нации. Они одновременно являются и индикаторами и катализаторами  данных процессов: с их помощью  происходит объединение людей и их четкое разделение  на «своих» и «чужих».

В Украине этап формирования политической нации и государственности так и не завершился. То, что происходит последний год в нашей стране – и есть ключевой этап этого процесса. От его успешности или не успешности зависит, состоится ли проект «Украина».

-Символическое поле независимой Украины можно условно разделить на два периода: до начала Евромайдана и после. Расскажите, а что было «до»?

-Если говорить об этапах формирования символического пространства Украины, то я бы выделяла их в соответствии с  каденциями наших президентов.

Первый этап охватывает 1985 – 1994 годы. За это время произошла постепенная замена советской символики, хотя она еще имела довольно широкое хождение.  В частности, памятники Ленину  повсеместно не подвергались «экзекуциям». Лишь на Западной Украине прошла первая волна «иконоборческого» движения. Остальную часть страны  оно обошло стороной.

флаг и герб

На этом этапе также вводятся в официальный оборот государственные  символы Украины: желто-голубое знамя, герб и гимн. Население и органы государственной власти приходят к консенсусу по поводу символического маркирования пространства, в котором они живут. Однако попытка наделить символическим смыслом неоднозначные на тот период фигуры украинской истории, осуществленная национал-демократической интеллигенцией, не имела успеха в масштабе всей страны.

Второй этап приходится на период президентства Леонида Кучмы и охватывает 1994 — 2004 гг. В эти годы помимо окончательного принятия символов государственного суверенитета , акцент делался на усиление знаков легитимной власти: Президент обрел свои регалии, была создана наградная система, разработаны системы служебных рангов  и знаков отличия и т.д.

Однако ни тогдашний политический класс, ни культурная элита не смогли, а, возможно, и не задавались целью предложить украинцам качественно новую символическую реальность, которая могла бы ответить вызовам времени и стать катализатором процесса формирования политической нации. Именно вакуум смыслов и символов идентичности, что характеризовал тогдашнее символическое поле Украины, и сделал возможными события осени 2004 г.

ющтак

Третий этап – 2004-2010 гг. открыла Оранжевая революция, сама ставшая абсолютным событием — символом в новейшей истории Украины. В тоже время мирные протесты стали предупреждением: политические игры на символическом поле недопустимы, а спекуляции вокруг символического разделения на «своих» и чужих», «оранжевых» и «бело-голубых», на людей первого, второго и третьего сортов могут обрести силу «оружия массового поражения».  Задача В. Ющенко состояла в примирении, «сшивании» расколотого общества. Однако, его обращение к арсеналу символики жертвенности, а также попытки соединить несоединимое, не привели к желаемому результату. Напротив, деструктивные процессы, запущенные событиями осени 2004 г., не только не были остановлены, но и получили новый импульс к развитию.

-А как же Виктор Янукович?

-Виктор Янукович принял непростое символическое наследство. Он не принадлежал к категории лидеров – символотворцев. Его тактика , на мой взгляд, состояла в возвращении модели Леонида Кучмы, когда акцент делался на официальных символах  и ритуалах при вынесении за скобки символов идентичности. Однако, по сравнению с 1990-ми годами, контекст, в котором протекают процессы  символизации,  поменялся кардинально.

Zolotoy_baton_YAnukovicha_kopilka_b8766

 

-Что же происходит с ноября 2013 года?

-Евромайдан дал мощнейший старт трансформации символического пространства Украины.
Мы помним, что протестное движение началось в ответ на срыв евроинтеграционных ожиданий украинцев. И вот, уже в конце ноября – начале декабря 2013 г. и на улицах городов,  и в интернет-простанстве появляется огромное количество иконических символов, обыгрывающих желто-голубые цвета в контексте интеграции Украины в ЕС.

С первой половины  декабря 2013 г. ключевым символом гражданских  протестов становится «ёлка». По сути, попытка ее установки и спровоцировала переход мирных выступлений на уровень жесткой конфронтации.  «Ёлка» становится смысловым центром Майдана. На ее каркас  нанизываются флаги, полотнища и плакаты со всевозможными лозунгами, призывами, изображениями, которые и концентрируют в себе главную проблематику революции.

(Кстати, если не ошибаюсь, сегодня елку демонтировали  и вывезли  на склад. На мой взгляд, это не верное решение. Возможно, ее нужно было перенести в другое место, но обязательно сохранить  как мощнейший символ и артефакт революции).

Елка

Если и дальше следовать за хронологией событий, то нужно отметить важнейший момент, когда происходит окончательное переформатирование символического пространства Украины. Речь идет об эскалации конфликта через применение насилия, вследствие  чего государственная символика в руках повстанцев начинает восприниматься как символика протеста. Складывается абсурдная ситуация, когда официальная власть символически обезоруживается.  Ей нечего противопоставить в качестве своих символических маркеров символам украинского суверенитета, оказавшихся по ту сторону баррикад.

И тут  происходит очень интересная вещь. С начала января 2014 года, когда еще не было первых смертей, и не были окончательно утрачены надежды на мирный исход событий, в символическом поле Украины активизируется георгиевская ленточка как знак воинской доблести и мужества. И далее, с нарастанием конфликта и перехода его в кровавую фазу,  она вплетаться в символическое противостояние, обрастая  все новыми и новыми смыслами и интерпретациями.

Georgievskaya-lenta

Именно она, как генеральная альтернатива разнообразнейшему символическому языку Евромайдана, объединяет в единый текст темы «бандеровцев» и «Правого сектора», «хунты» и « фашистов», «майдаунов» и «печенек». А далее, в созданный такими средствами контекст, вводятся  многочисленные  карты с изображением раскола Украины и обозначением на них «Новороссии».  На мой взгляд, очень симптоматично.

С началом крымского кризиса резко меняется ситуация и в символическом поле Украины. Новые символы, рожденные Евромайданом («ёлка»,  горящие шины, каски, балаклавы, освобожденное Межгорье, Небесная сотня и др.) уходят в тень. Новая повестка дня требует и новых символов.  Смысловое и символическое противостояние  в координатах «народ — режим» сменятся  противостоянием по линии «Украина  — Россия». А это уже совсем другая история и сосем другая эстетика.

-Вы можете отметить самый «сильный» символ Евромайдана?

-Для меня это фотографии протестующих на фоне  горящих баррикад. Есть целый ряд знаковых снимков, которые, не сомневаюсь,  войдут в анналы истории, в том числе и истории искусства.  Эти фотографии  уже стали символом  мужества и самоорганизации общества, которое смогло выступить против несправедливости и ущемления человеческого достоинства. Именно такой увидел мир Украину и заговорил о ней.

шины

-Скажите, а можно говорить об энергетике символов? Их подлинности или искусственности? 

-Да, безусловно. Символы могут быть искусственно сконструированы и внедрены в массовое сознание. Однако, как свидетельствует история, рано или поздно, они уходят в небытие. И общество возвращается к исконной, как Вы сказали,  подлинной символике.

Что касается подлинности, то, к примеру,  посмотрите на страны Центральной и Восточной Европы. Их народы уже пережили этапы формирования национальной идентичности и борьбы за независимость. И именно во время этих длительных и непростых процессов артефакты их национальной символосфероы стали неотъемлемой частью символосферы политической.

В случае с нашей страной этого не произошло, да и не могло произойти.  Независимость не была нами завоевана по всем канонам истории, а, значит, и символика, ставшая государственной, не была выстрадана, не приобрела статуса абсолютной подлинной ценности. Все это происходит сегодня.

-То есть, сейчас происходит «запоздалая» идентификация граждан с этими символами?

-Да. В меньшей мере это касается жителей западных областей: их отношение к национальной символике сформировалось давно. А вот для жителей востока и юга Украины этот процесс только начался.

ДФ_8-1024x682

Причем здесь он сопровождается  десоветизацией символического пространства. Яркое тому подтверждение –  явление «ленинопада».

В целом можно сказать, что все эти изменения свидетельствуют о формировании в Украине политической нации, что есть важнейшей фазой процесса становления государственности.

-То есть, в результате  этого процесса одно символическое поле должно полностью вытеснить другое?

-Для того чтобы государство состоялось, должна произойти гармонизация символического пространства. Все должны одинаково пронимать и трактовать единые для всех символы. На сегодня  советская и новоукраинская символические системы не монтируются, во многом  по причине того, что советское стало восприниматься как составная часть идеологии «русского мира».

Поэтому советская символика в ближайшее время  будет активно вытесняться. Это  — «прошлое»,  и сейчас оно не уживается с «настоящим». Другое дело, насколько далеко зайдет процесс «десоветизации». Тут все зависит и от общества,  и от государства. Не стоит забывать, что для большой части граждан советские символы являются важной частью их личной истории.

ленинопад

По моему мнению, сегодня необходим  «ребрендинг» советских символов в контексте сегодняшних политических реалий.  Россия сегодня полностью монополизировала советскую историю. Думаю, от этого периода истории не нужно отказываться – за него нужно бороться и давать свое прочтение.

Взять хотя бы научные и промышленные достижения советской Украины.

-Что можно сказать о символическом поле территорий, контролируемых так называемыми «ополченцами»?

-Это очень интересный вопрос и тема для отдельного разговора. Безусловно, события такого масштаба всегда отражаются и на изменениях в символической сфере.

0_a6dd6_4e59a22e_orig

У этих территорий есть свои символические маркеры, которые были заблаговременно заготовлены. Их стилистика и символический язык указывают на один источник происхождения. Однако, главными символами этих территорий являются героические персоналии  такие, как Стрелков, Безлер, Моторолла, Губарев и другие.

-Символическое поле России. Какое оно сегодня?

-Россия заявляет о  себе как о  полноправной правоприемнице всех реинкарнаций российской государственности – от Киевской Руси до СССР. Отсюда довольно эклектично и ее символическое пространство. Но главным сюжетом, вокруг которого строится сегодняшнее символическое поле РФ, является  победа во Второй мировой войне. Следствие этого — преобладание милитаристской эстетики.

Ïðåçèäåíò ÐÔ ïîñåòèë âîåííûé ïîëèãîí "Âûñòðåë"

-Что можно сказать о сегодняшнем символическом поле в украинском обществе?

-Наша символика сегодня тоже милитаризируется. Но в условиях военных дейсвий это естественный процесс.

Українська армія

Растут патриотические настроения, растет понимание ценности государства, обретают новое место и значение в жизни каждого гражданина Украины символы государственного суверенитета.

Беседовал Михаил Кушнир 

Поделиться


Оставить комментарий: