Таина Федосеева
21 февраля 2018

Как одесситы в Бразилии, Ирландии и Непале повлияли на историю XX века

Без Одессы мировая индустрия игр была бы совсем иной, мир намного позже узнал бы про Непал и Эверест, а Сталин, возможно, окончил бы духовную семинарию. Потому что именно одесситы, сделавшие карьеру не в США или Израиле, а в более удивительных точках планеты, повлияли на все это. 

Иллюстрации – Алина Кропачова

Иллюстрации – Алина Кропачова

«Самый консервативный архиерей начала XX века» — так писали о Георгии Долганове, вошедшем в историю под именем епископ Гермоген. Кроме духовного, он получил вполне светское образование — окончил юридический факультет Одесского (тогда — Новороссийского) университета, там же прошел курс математического факультета.

Епископ предавал анафеме членов Союза Русского народа, осмелившихся принимать в свои ряды старообрядцев, призывал запретить некоторые произведения литературы современного ему Серебряного века, оберегая юношество «от темной и злой силы», предлагал отлучить от церкви поэта Дмитрия Мережковского, отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по знаменитой актрисе Вере Комиссаржевской, активно сопротивлялся введению «женского» чина диаконисс, называя такую инициативу «еретической», конфликтовал с Григорием Распутиным.

Но самый интересный эпизод случился еще в XIX веке: занимая пост ректора Тифлисской духовной семинарии, за прогулы и тройки он исключил Иосифа Джугашвили.

О взлете «карьеры» бывшего подопечного епископу Гермогену узнать не довелось — в 1918 году он был обвинен в монархических симпатиях, арестован и убит. В 1981 году канонизирован в лике священномученика.

Жизнь одессита Бориса Лисаневича больше напоминала авантюрный роман — впрочем, о нем действительно писали романы и снимали кино. Человек, открывший миру Непал, — страну, до этого находившуюся в изоляции, друживший с королями и знаменитостями. Агата Кристи назвала Бориса Лисаневича «главным авантюристом XX века», английская королева Елизавета II — своим лучшим российско-британским подданным, а журнал “Life” — второй достопримечательностью в Непале после Эвереста.

“Наша семья жила в Одессе. У меня было три брата, я был самый младший. Наш дом в Одессе был на окраине города, между ипподромом и кадетским училищем», — писал Борис Лисаневич о своем детстве. В девять лет его определили в Одесское кадетское училище, карьера была предсказуема, если бы не грянула смена эпох.

"Я всем обязан революции, — говорил Лисаневич. Не будь ее, и я бы повторил путь своих братьев: отслужил в Императорском флоте, затем разводил бы скаковых лошадей в нашем родовом имении на хуторе Лисаневичевка под Одессой".

Революция грянула, и жизнь поменялась необратимо: дальняя родственница принимает Бориса в балетную школу, и он неожиданно достигает невероятных успехов — на просмотре его замечает сам Дягилев. Дальше — гастроли по Европе, дружба с Жаном Кокто и Анри Матиссом, потом смерть Дягилева и новые гастроли — уже на Востоке.

Очарованный Лисаневич решает остаться в Индии, здесь он охотился на тигров и создал потрясающе популярный клуб «300», где весело проводили время все влиятельные персоны. В 1953 году по приглашению короля Борис Лисаневич посещает Непал — страну, практически неизвестную туристам из-за отсутствия дорог и огромного количества бюрократических формальностей. Оценив потенциал Непала, Лисаневич решает открыть в Непале первый отель, единственный в радиусе 450 миль. Уже в 1955 году журнал “Life” впервые посвящает большую статью Непалу.

"Первые группы западных туристов посетили загадочный и далекий Непал. Расположенный в самом центре Гималаев, в последние 200 лет Непал был практически закрыт для всех иностранцев. Но недавно Борис Лисаневич, британский подданный русского происхождения, сумел взять в аренду дворец в Катманду и переоборудовать его в Royal Hotel. Все оборудование — от кастрюль до смывного туалета — было доставлено самолетами".

Впереди — признание Катманду как «альпинисткой столицы мира» и бесконечные фантастически пышные приемы. Борис Лисаневич скончался в 1985 году в возрасте 80 лет, он похоронен на кладбище британского посольства в Катманду, а надпись на надгробной плите гласит:
«Борис Николаевич Лисаневич, родился в Одессе 4 октября 1905 года, умер в Катманду 20 октября 1985». Имя его навсегда вошло в историю Непала.

Остап Бендер мечтал уехать в Рио-де-Жанейро и ходить в белых штанах, но вместо него эту мечту воплотил в жизнь другой одессит. Его звали Грегори Варшавчик, и он считается одним из законодателей современной архитектуры бразильского города Сан-Паулу. Варшавчик родился в Одессе в 1896 году, здесь же начал учиться на архитектора, продолжив образование в римском Институте изящных искусств. В Италии он тоже отметился, построив кинотеатр «Савой» во Флоренции.

В 1923 году Грегори Варшавчик был приглашен на работу инженером-архитектором в бразильскую строительную фирму и остался в Бразилии до конца своей жизни, женившись на бразильянке Мине Клабин, дочери промышленного магната. Деньги и влияние семьи супруги оказались весьма кстати, когда одессит стал строить первый модернистский дом в Бразилии, — поскольку местные жители новые архитектурные веяния не особо одобрили.

В газете «Утренняя почта»  (Correio da Manhã) Варшавчик опубликовал манифест о современной архитектуре, где говорилось о том, что архитектура должна следовать современным веяниям, а мысль творца сейчас не может быть скована декоративными украшениями и диктатом пропорций:

«…Построить наиболее удобный и дешевый дом, вот к чему должен стремиться архитектор – строитель нашей эпохи мелкого капитализма, когда экономический аспект имеет наибольшую важность. Красота фасада должна отражать функциональность внутренней планировки, так же как форма машины обусловлена механизмом, который и есть ее душа».

Построив самый необычный дом в Сан-Паулу, архитектор не останавливался на достигнутом — в следующие пару лет Варшавчик построил еще несколько частных домов и ресторан на пляже Копакабана в Рио-де-Жанейро. Директор Академии художеств Рио-де-Жанейро позвал Варшавчика на должность преподавателя архитектуры, а позже они вместе основали свое архитектурное бюро. Спустя пятьдесят лет жизни в Бразилии, Варшавчик умер в 1972 году и был похоронен на еврейском кладбище Вила Мариана в Сан-Паулу.

Знаменитая кубинская балерина Алисия Алонсо в декабре отметила свое 97-летие — несмотря на возраст и почти полную потерю зрения, она до сих пор возглавляет Национальный балет Кубы, который основала еще в конце 1940-х годов. А начинала она, как и многие другие представители кубинского балета, под руководством эмигранта из Одессы Николая Яворского.

Он родился в 1891 году, учился в Одесском реальном училище Св. Павла возле Кирхи и брал уроки классического танца у солиста Одесского театра оперы и балета. Николай Яворский умудрился совместить и балетную, и военную карьеру — он учился в кавалерийском и артиллерийском училищах, воевал в Первую мировую и даже попал в плен. После Брестского мира 1918 года был отпущен и в годы Гражданской войны сражался в рядах Вооруженных сил Юга России (под руководством генерала Антона Деникина). В 1920 году эмигрировал, поселился в Белграде и до 1928 года входил в балетную труппу Национального театра Белграда.

Позже переехал в Париж, где работал в Театре Елисейских полей — именно с ним Николай Яворский отправился в турне по странам Латинской Америки. Там труппа распалась, и оставшийся одно время без денег одессит был вынужден устроиться на должность сценического рабочего в цирке и продавать сладости в фойе гаванского театра. Черная полоса продлилась недолго, пусть Яворскому и не удалось вернуться обратно в Европу.

В 1931 году гаванское Общество музыкального искусства предложило Николаю Яворскому возглавить только что созданную балетную школу. Это стало началом совершенно нового этапа его жизни — Кубу он уже не покинул, вырастив целую плеяду выдающихся артистов.

Хореограф и балетмейстер Альберто Алонсо, за чей дебют в качестве танцовщика в составе Русского балета Монте-Карло можно поблагодарить не только его талант, но и связи Яворского, писал: «Мы многим обязаны Яворскому, даже учитывая очевидный сейчас факт, что слабый технический уровень подготовки делал его не самым лучшим преподавателем. Однако он стал настоящим подвижником развития балета на Кубе благодаря присущим ему дисциплине, настойчивости и энтузиазму.

Как танцовщик он, конечно, обладал довольно ограниченными возможностями и, хотя не могу этого точно утверждать, но почти уверен, что обратиться к искусству его вынудила эмиграция. В глубине души он всегда оставался военным. Поведение и манеры выдавали в нем привыкшего отдавать приказания офицера, причем эта авторитарность оказалась в высшей степени полезной для преподавания балета».

В 1929 году Пара Римский Пий XI захотел обращаться к прихожанам с использованием самых современных технологий — для этого в Ватикан был приглашен Гульельмо Маркони, Нобелевский лауреат и один из пионеров радиотехники. Спустя два года в радиоэфире прозвучала речь Папы Пия XI, она и положила начало вещанию радио Ватикана.

А первая программа на русском языке вышла в эфир в 19 апреля 1948 года, и вел ее одессит Алексей Шевелев. Впрочем, как и все следующие передачи радио Ватикана в течение двадцати лет.

Представитель итальянского графского рода Галлеано, Алексей Шевелев родился в Одессе в 1896 году. Он окончил Одесский кадетский корпус и в 1915 отправился на Первую мировую войну, откуда вернулся с ранением и контузией. После этого Алексей решает поступить в Одесскую семинарию, но время было не совсем подходящее — в 1921 году семинария закрывается и обучение приходится продолжить самостоятельно. Алексей получает чин священника, а спустя десять лет его арестовывают. Выпускают в 1937 году, когда, казалось бы, не выпускали никого. Он работает экскурсоводом в Керчи, учится в историко-археологическом институте, а после Второй Мировой оказывается в Германии и первое время работает на американском военном складе.

В 1948 году Алексей Шевелев вместе в женой переходит в католичество и переезжает в Рим, тогда же и начинает работать на «Радио Ватикана». В СССР передачу глушили — и для того, чтобы как-то добраться до слушателя, священник читал текст очень внятно, отчетливо выговаривая каждое слово. Как вспоминали современники, эту привычку Андрей Шевелев сохранил до конца жизни. В 1969 году отец Алексей вышел на пенсию, но практически до самой смерти в 1974 году вел программы на радио.

Сложно сказать, как выглядела бы сейчас индустрия компьютерных игр, если бы не японский предприниматель из Одессы Майкл Коган. После октября 1917 его семья решила эмигрировать, но не в Европу или в США, а в Харбин, столицу Манчжурии. В 1939 Майкл переезжает в Токио и поступает в институт экономики университета Васэда — одного из двух самых престижных частных университетов Японии (его же окончил, например, Харуки Мураками).

В возрасте 33-х лет Майкл Коган основывает Taito Trading Company, в семидесятые переименованную в Taito Corporation — изначально компания занимается импортом в Японию различных товаров, в том числе водки. Кроме того, Taito Trading Company выпускает и продает торговые и музыкальные автоматы, а чуть позже — аркадные видеоигры.

А в 1978 году компания выпускает игру Space Invaders, которая стала не просто самой популярной игрой Taito Corporation, а вехой в самой истории игр. Видеоигра, в которой игрок управляет лазерной пушкой, отстреливая инопланетян, появляющихся сверху экрана, стала настолько популярной, что даже вызвала временный дефицит монет в 100 иен, которые использовались в монетоприемниках автоматов.

Space Invaders является лучшей аркадной игрой по версии Книги рекордов Гиннесса и занимает первое место в рейтинге самых влиятельных игр.

Тем временем Taito Corporation успешно завоевывает американский рынок, и в 1984 году, во время одной из рабочих поездок в Лос-Анджелес, Майкл Коган умирает. А его компанию в 2005 году за 45,16 миллиардов японских иен (примерно 409,1 миллионов долларов США) покупает Square Enix, известная играми жанра jRPG, в частности, сериям Final Fantasy и Dragon Quest.

Сын Майкла живет в Монако и коллекционирует старинные автомобили, а дочь Рита — в Калифорнии, она замужем за специалистом по визуальным эффектам Ричардом Эдлундом, работавшим с оригинальной трилогией «Звездные войны». Он же является основателем Boss Films Studios, отвечавшей за визуальные эффекты в «Охотниках за привидениями», «Крепком орешке» и «Бэтмен возвращается».

В июне 1987 года итальянское агентство Italian News Agency опубликовало интервью с единственным на тот момент живущим участником восстания на броненосце «Потемкин». Его звали Иван Бешофф, ему было 104 года, и он жил в Дублине. В конце января следующего года он должен был появиться на итальянском телевидении, но до этого не дожил — умер 25 октября 1987 года.

Биография Ивана Бешова или Бешоффа полна загадок и противоречий — неизвестна даже точная дата его рождения, поскольку сам Иван утверждал, что родился в 1882 году, а в метрических документах указан 1885 год. Неизвестно, действительно ли он встречался с Лениным в Лондоне, ничего толком о нем не зная. Тем не менее, биография получается весьма увлекательная. Он родился в селе Дачное под Одессой (тогда оно называлось Гниляково, по имени одного из первых поселенцев казака Гниляченко), попал на легендарный броненосец механиком и поддержал восстание.

Когда команда «Потемкина» сдалась румынским властям, Бешов возвращаться на родину не захотел, а по поддельным документам выехал в Турцию, а оттуда — в Лондон и далее в Ирландию. Задерживаться здесь он тоже не собирался, это была лишь отправная точка в Америку. На пароход Иван не сел, поскольку ирландские власти заподозрили его в шпионаже.

В Дублине он женился на ирландке, завел пятерых сыновей и дочь и стал самым настоящим капиталистом: сейчас Beshoffs — одна из наиболее известных сетей рыбных ресторанов в Дублине.

Когда бывшему «потемкинцу» исполнилось сто лет, поздравить его пришел лично премьер-министр Чарльз Джеймс Хоги — и, по легенде, вынужден был выливать виски в цветочный горшок, чтобы удержаться на ногах после визита к имениннику.

Комментарии

  • Valentina Belyaeva :

    Большое спасибо за информацию! Я узнала такие интересные факты! С удовольствием поделюсь ими с моими друзьями по Facebook!