03 июля 2018

Как настроиться на кинофестиваль: 4 шага навстречу "сложным" фильмам

Лето — горячая пора для киноманов. Прославленные студии готовят самые громкие, самые дорогостоящие, самые зрелищные премьеры. Маркетинговые отделы этих самых студий сочиняют 1001 способ продать очередной блокбастер, запускаются вирусные ролики, а кинотеатры запасаются попкорном. Благодатное время для всех — одни за свои кровные получают хлеб и зрелища, другие делают кассу. И тут вдруг прямо посреди летнего сезона, с привычной помпой (безусловно, в хорошем смысле этого слова!), красными дорожками, фудкортами, фотозонами, селебрити разной степени популярности стартует главное кинособытие года — Одесский Международный Кинофестиваль (ОМКФ). Нам, слегка разомлевшим от беспощадного южного солнца, не всегда удается вовремя переключиться, определить, что под громким названием “Гала-премьеры” кроется несколько другое, фестивальное кино, отличное от летних фильмов из соседних кинотеатров. Оно живет своим неспешным ритмом, монтажом, не адаптированным под бешеный темп современной жизни, оператором, концентрирующимся на крупных планах, и, конечно, бесконечной недосказанностью, предлагающей зрителю самому додумывать, интерпретировать, становиться, наряду с режиссером, соавтором фильма.  Фестивальное кино требует подготовки даже от опытных киноманов. Мы настойчиво рекомендуем хотя бы раз прикоснуться к этому празднику. Как минимум потому, что это событие мирового масштаба, которое происходит прямо здесь, у нас под боком. Однако перед этим нелишним было бы слегка “прокачаться”, войти в соответствующий ритм, поймать ту волну, на которой будет максимально комфортно воспринимать картины, представленные в рамках ОМКФ.  Ниже рискнем предложить вам четыре фильма, подобранных в соответствии с основными тенденциями Одесского кинофестиваля. Так сказать, легкий аперитив перед основным угощением. Поза ребенка (Румыния, 2013. Реж. Калин Питер Нецер). Новая волна румынского кино захлестнула фестивали более 10 лет назад, однако ее влияние все еще велико. Предельная заостренность конфликтов, исключительный натурализм и естественность постановки, неизменная социальная ориентированность — румынский неореализм не зря прозвали именно так. “Поза ребенка” рассказывает историю Барбу — обеспеченного мужчины, который однажды, превысив скорость, насмерть сбивает ребенка. Активная, властная и деловая мать Барбу пытается замять дело: она умеет пожимать нужные руки, знает, кому нужно занести конверт, кому — помочь с полезными знакомыми. В мире, где все покупается и продается, жизнь стоит недорого. Коррупция отвратительна, но те, кто живут в этом болоте, чувствуют себя вполне неплохо. Калину Питер Нецеру удалось создать многоплановую драму, которая в финале удивительно красиво и точно приходит через покаяние к катарсису. Подобное кино — один из трендов нашего кинофестиваля, вот и в нынешней конкурсной программе присутствуют вездесущие румыны с очередной непростой психологической драмой, что говорится, “на разрыв”. Любовное настроение (Гонконг, 2000. Реж. Вонг Карвай). Неторопливая, чувственная, изящная мелодрама. Если хотите понять, что имеется в виду, когда говорят, что Восток — дело тонкое, то посмотрите “Любовное настроение”. Тут все на полутонах, намеках, невесомо, созерцательно. Действие происходит в Гонконге в 1960-х годах. Чоу и Су живут по-соседству. У обоих есть супруги, которых часто нет дома. Оба подозревают, что те им неверны. Они в лицах разыгрывают любовные похождения своих вторых половин, пока грань между их игрой и реальностью не становится практически невидимой. Фильм кружит вокруг одних и тех же сцен, воссоздавая их с едва уловимыми различиями, он ничего не говорит напрямую, обращаясь не к разуму, но к чувствам. Он напоминает тончайший шелковый платок: красиво, но неуловимо скользит сквозь пальцы, все время норовит ускользнуть. Что поделать, ведь любое, в том числе и любовное, настроение — штука сиюминутная, но память о нем зачастую живет годами. Вкус вишни (Иран, 2000. Реж. Аббас Киаростами). Как говорится, жизнь — это путешествие от колыбели до могилы. Для Бади, впрочем, это не просто очередной афоризм: он себе могилу уже выкопал и смертельную дозу снотворного приготовил. Его путешествие выходит на финишную прямую: надо лишь найти неравнодушного человека, который придет и зароет тело. В конце концов, он находит старика, который рассказывает, что и сам был на краю самоубийства, и от рокового шага его удержал лишь вкус вишни. В Одессе любят ближневосточное кино. Как правило это, что неудивительно, израильские работы (эх, а так хотелось избежать одесских стереотипов, но что поделать), а также фильмы из Палестины, но и Иран не отстает. “Вкус вишни” — это минималистичное притчевое кино, где каждая деталь находится на своем месте, и каждый кадр можно расшифровывать. Оно неплохо работает и буквально, и иносказательно, а концовка подчеркнет, что перед нами всего лишь кино, пусть и крайне высокого уровня.  Повар, вор, его жена и ее любовник (Великобритания, 1989. Реж. Питер Гринуэй). Ну и напоследок, уже слегка подготовившись и отвлекшись от рутины, не будем забывать, что хорошее кино может и шокировать зрителя. В конце концов, кто знает, какие сюрпризы нам подготовили организаторы ОМКФ, лучше быть готовым ко всему. “Повар, вор…” — это кино, которое, традиционно для Питера Гринуэя, не укладывается в жанровый шаблон. Здесь есть криминальный триллер, фарсовая черная комедия, эротика и многое другое. Режиссер не ограничивает себя ничем, кроме собственной фантазии, он испытывает зрителя на прочность, он играет в кино, как в бисер. Говорят, смотреть Гринуэя все равно, что читать “Улисс” Джойса — прекрасно и мучительно одновременно. Однако, если вы справились и с этим, вас уже ничем не напугать. Ну что ж, смотрите хорошее кино, смотрите плохое, вычеркивайте в календаре даты до кинофестиваля, ведь скоро нас ждут сумасшедшие дни и шальные ночи (ну если повезет, конечно!), красные дорожки и все то, что уже было перечислено в первом абзаце.
Комментарии