19 октября 2018

Места в Одессе, которые мы ненавидим

Мы решили собрать мнения одесских архитекторов и урбанистов о тех местах в городе, которые они не любят больше всего.

Николай Чепелев, архитектор. Не любит спуск Потемкинской лестницы к Приморской улице.

“Самый знаковый элемент старой Одессы, который упирается в оградку для пешеходов вдоль оживленной улицы. Спустились туристы вниз, покрутились неловко – и обратно.

В момент строительства лестницы территория порта была доступна для всех, и Потемкинская без преувеличения стала парадным входом в Одессу. Постепенно порт стал закрытой территорией, движение по Приморской стало все интенсивнее, и оказалось, что лестница ведет в никуда.

Что нужно сделать? Конечно, безбарьерный доступ от Потемкинской к территории морвокзала. Но для этого должны произойти серьезные изменения в этой части города. Приморскую улицу на этом участке опустить в тоннель. Пешеходы под землю не пойдут. Затем нужно решить, как поток пешеходов перейдет железнодорожные пути в порту. В идеале – убрать часть грузового порта. Реальнее – уже за Приморской улицей сделать подъем с пандусами на уровень территории морвокзала.

Пешеходные мостики со Стамбульского или Греческого парка проблемы не решают. Во-первых, для маломобильных групп населения входы в парк аж у мэрии или у колоннады, во вторых, Потемкинская окончательно захиреет”.

Жанна Киселева, архитектор. Не любит улицу Канатную.

“Не люблю Канатную из-за вывесок и засоренных фасадов. Любая точка в городе типа Космолота и Лото с зашитыми фасадами вызывает отвращение”.

Константин Емельянов, урбанист. Не любит районы, прилегающие к железнодорожному вокзалу и автовокзалу.

“Транспортный хаб и рынок с историей — это гремучая смесь, которая для города может стать огромным плюсом, либо посредственностью. Таким потенциалом хорошо пользуются датчане и голландцы. На данный момент мы имеем максимально барьерную и не привлекательную территорию, как для жителя, так и для туриста. Подобные хабы нельзя планировать частями и реконструкции отдельных улиц не смогут помочь, они лишь снижают градус”.

Дмитрий Сивак, архитектор. Не любит все здания, где есть рекламные вывески.

Фото из личного архива Дмитрия Сивака.

“Одесса выглядит как неудобный и некрасивый сайт. Люди считают, что разбираются и вольны критиковать интернет-ресурс, если не могут в один клик найти раздел контактов или купить пиццу за две минуты. Когда речь о неудобных остановках, уродской застройке или беспомощном генплане, то серьезные словосочетания из трех звонких согласных “ДБН”, “заседания градсовета”, “архитектурный анализ”, отпугивают многих или создают ощущение, что всё под контролем и так задумано.

Можно было бы рассказать, как ужасен район Привоза или плохо пахнет на вокзалах (хотя за границей с этим уже давно справляются), но это проблема лишь нескольких районов.

Эпидемия хаотичных вывесок поглотила город еще с 90-х годов, когда в общем доступе у людей появились компьютеры с фоторедакторами и секретарши оформляли вид магазина в историческом здании.

Чтоб не было хаоса, нужен дизайн-код улиц — свод правил, какие вывески и как могут размещаться на фасадах. Это достаточно четкие рекомендации, которые в короткий срок преобразят целый город. Для этого не нужны тендеры и огромные государственные вложения.

Еще два года назад была попытка внедрить в Киеве единый дизайн-код улиц, люди были воодушевлены, фейсбук стоял на ногах — неужели НОТАРИУС и АРОМА КАВА теперь придется искать по памяти? Оказалось, что авторами дизайн-кода является московская дизайн-студия, и всё тихо спустили на тормозах. Киев и Одесса по-прежнему выглядят, как сайты из 90-х, завешанные мелкими мигающими баннерами.

Запреты — не всегда плохо. Дизайн-код — это не значит, что придется платить лишние взятки, чтобы вашу вывеску согласовали. Это значит, что вся улица будет подчиняться простым правилам, город перестанет быть похожим на базар или на один сплошной подземный переход”.

И другое.

Конечно, ощущения от красоты города портят не только рекламные вывески, район Привоза и тупик в конце Потемкинской. Специалисты обратили внимание и на отданную девелоперам Аркадию, которая уже поразила своей болезнью Французский бульвар и склоны. Остро реагировали на внешний вид, барьерность и “базарность” Греческой площади. Грустили об угасании Пересыпи и Ближних Мельниц (это там, где бывший Краян). А еще обратили внимание на недооцененный потенциал Деволановского спуска, на который тоже тяжело спокойно смотреть.

Комментарии

  • Давид Бенгурион :

    Когда идешь вечерком в р-й привоза, можно наблюдать как бомж есть собаку или собаки доедают бомжа.

  • Alex Cohen :

    А представители нац. меньшинств которые оккупировали и продвигая свою деятельность “купи самые лучший только у меня”, во что превратили город. Именно город! Улицы, тротуары; фурами уничтожили все близлежащие дороги возле зоопарка…. Когда попадаешь на такие улицы, ощущения что попал в до революционную Одессу (100 лет назад).