19 января 2017

Девушки в IT: менеджер проектов и ведущий QA-инженер Ольга Лужецкая

Маяк продолжает серию интервью с успешными девушками в сфере IT. Ольга Лужецкая менеджер проектов и ведущий QA-инженер в DataArt. Она отвечает за качество программ и приложений: тестирует их и находит ошибки. Ольга рассказала, как стать тестировщиком и за что она любит пользователей. Девушки в айти DataArt (4) — Расскажите, как началась ваша карьера в IT и почему вы выбрали именно профессию тестировщика? Моя карьера в IT началась очень спонтанно. Я работала менеджером общего профиля в компании, которая строила боулинг-клубы. У меня были глобальные обязанности, переговоры вообще со всеми: заказчиками, поставщиками и конечными покупателями. Я начала думать, что уже три года этим занимаюсь и нужно что-то менять.
Я стала вспоминать, что мне было интересно в школе. В последних классах мне нравилась информатика. Я начала анализировать, почему не пошла учиться по этому профилю и вспомнила, что мне все говорили: «Математику ты не знаешь».
Я подхожу ко всему фундаментально, поэтому решила для начала пойти учиться в Политех. Я отнесла документы на второе высшее образование, и решила поискать какие-нибудь вакансии начального уровня. Нужны были или support-инженеры, или junior-программисты, или тестировщики. Я понимала, что идти на программиста мне еще рано, хотя это в принципе интересно. Я пробовалась на должность инженера техподдержки, плюс тестирование. Мне это было очень интересно, там были минимальные требования, но нужен был хороший английский.
Вообще без надежды я отправила резюме, но получилось так, что меня позвали на собеседование (оно продлилось 40 минут), а потом на работу. Это была совершенно потрясающая школа жизни. Во-первых, компания была очень интересная: она занималась разработкой приложений для мобильных телефонов. Тогда, в 2011 году, было больше разнообразия. Сейчас есть только iOS и Android. А в то время были всякие BlackBerry, Palm, Windows Mobile. Я занималась не только тестированием, но и техподдержкой. Мы полдня тестировали, а полдня переписывались с людьми.
В чем была фишка: если ты плохо тестировал, тебе будут приходить гневные письма от пользователей с вопросами, как ты вообще мог выпустить такой продукт. Это мотивирует тебя тестировать лучше. С другой стороны, когда приходят гневные письма от пользователей, ты понимаешь, что с ними делать. Ты же тестировщик и хорошо знаешь систему. А потом уже закрутилось. Я пришла с хорошим английским, без знания того, чем я буду заниматься, но с огромным интересом, мотивацией и горящими глазами. И когда ко мне сейчас приходят молодые ребята и говорят: «Я хочу тестировать», в принципе, по глазам всё понятно. Девушки в айти DataArt (2) — Были ли какие-то сложности, когда вы начинали работать? Да, трудности были. Хотя продукт сам по себе был не очень сложным. Это был мессенджер. Представьте себе: ICQ, Google Docs, Jabber – все системы в одном приложении. Однако нужно было за достаточно короткое время разобраться, как работают устройства на разных операционных системах и как работает приложение. Необходимо было как-то вникнуть в это всё и уложить в голове. Но у нас была очень хорошая команда и очень хороший руководитель, и в принципе мы справились. — Как потом развивалась ваша карьера? На моей первой работе был полноценный отдел тестирования, нас было человек восемь. И из-за того, что текущего руководителя повысили, отдел возглавила я. Для меня это было чем-то совершенно новым, поменялась сфера ответственности. Я понимала, что это мои ребята, я отвечаю за них и за то, что они делают. Приходилось всех контролировать. А мне же казалось, что я сама только недавно пришла. На тот момент я работала, наверное, года полтора. Мне было страшновато. Потом я поменяла компанию и попробовала себя как аудитор, процессный инженер. Это тоже QA, но он занимается качеством не продукта, а нескольких проектов. В мои обязанности входило сравнивать то, что делает проект, со стандартами, которых придерживается данная компания. Сначала мне было интересно, но потом я поняла, что это не моё и хочется еще инженерных задач. Тогда уже я пришла в DataArt.
В DataArt мне повезло, потому что мой первый проект был тоже связан с техподдержкой и тестированием. И я решила, что сейчас буду делать то, что я уже хорошо знаю, но не тут-то было. Там были люди, с которыми надо было разговаривать в режиме реального времени, смотреть на их экраны, работать, как реальная техподдержка. Я такого никогда не делала, а это еще и люди, которые говорят на английском. Я всегда хорошо знала язык, но опыта у меня на то время не было. Было страшно, но я это переборола.
Потом этот проект закончился, и я начала думать, чем хочу заниматься. А в DataArt если ты тестировщик, но хочешь поучиться чему-то другому, можно пройти курсы, попроситься на какой-то проект, где нужна другая специальность, и попробовать себя в чем-то новом. Я решила заняться бизнес-анализом. Это оказалось очень интересно. Потом получилось, что менеджера моего проекта нужно было вывести в другой проект, и мне предложили поработать как РМ (project manager – ред.). Девушки в айти DataArt (1) — Много ли девушек в вашей компании работает программистами, QA-инженерами? Я вижу, что в украинских офисах DataArt (Киев, Днепр, Львов, Одесса, Херсон) девушек-технарей достаточно много. QA-инженеров традиционно больше. Девушки-программисты, с которыми я сталкивалась, работали очень классно. Не так много их было в моей жизни, но они были супер. Как тестировщик говорю (смеется). — Существуют ли какие-то стереотипы о женщинах в IT? Сталкивались ли вы с шутками, предубеждениями на эту тему? Честно, я слышала их только от людей, которые сами в IT не работают. Вчера я была у своего парикмахера, и она мне говорит, что слышала о существовании предубеждения, что девушкам в IT не очень легко (смеется). При чем она говорила о девушках-программистах.
Во всех компаниях, где я работала, было так: «Ну, хорошо, девушка-программист». К девушкам отношение точно такое же, как и к парням. Каких-то специфических шуток не могу вспомнить.
— Какие советы вы можете дать человеку, который хочет стать QA-инженером? Над какими знаниями и умениями следует работать и с чего начинать? Начинать надо с понимания того, насколько это тебе нравится на самом деле. Я знаю, что есть люди, которые хотят абстрактно в IT, потому что там хорошо платят. Но это не та мотивация, так как это быстро надоедает. Через какое-то время человек достигает определенного уровня, а деньги просто не мотивируют. Нужно искать что-то свое, то, что цепляет.
Можно попробовать себя в каких-нибудь бета-тестированиях. На моей первой работе мы предлагали нашим пользователям попробовать новые версии с новыми функциями, и те, кто был заинтересован, смотрели и проверяли. Им было очень здорово.
Нужно почитать в принципе о профессии. Есть книга Романа Савина «Тестирование DOT COM», которую принято очень сильно ругать. Да, она плоха для учебы, но хороша для того, чтобы понять, насколько это ваше или не ваше. Если человек прочтет её с увлечением за два дня и пойдет дальше учить что-то более серьезное, тогда всё понятно. Часто спрашивают, нужно ли уметь программировать. Мне кажется, что для тестировщика-мануальщика (QA-инженеры, которые тестируют продукт вручную – ред.) нет такой необходимости. Хотя к этому может возникнуть интерес, и здорово понимать, как программист работает. Девушки в айти DataArt (3) — Сейчас появилось много курсов, где предлагают выучиться на QA-инженера за три-четыре месяца. Насколько это реально? Выучиться можно и даже раньше, чем за три месяца. Например, у нас в DataArt программа для практикантов рассчитана на три месяца. Я знаю, что проблема с курсами в том, что ребята рассчитывают окончить их и сразу найти работу. Это не так. Вторая проблема: многие думают, что на курсах им дадут что-то, чего они сами не найдут в интернете. А это тоже не так. Есть люди, которые откроют десять книг, зайдут на форумы, почитают dou.uа и найдут там кого-то, кто будет просто их периодически консультировать. А есть ребята, которым нужно честно ходить на лекции, общаться с такими же, как они, чтобы им объясняли, давали примеры. Для них курсы – это тема. Но это не гарантия того, что они пойдут на работу. — За что вам больше всего нравится ваша работа и какие у неё есть недостатки? Многие говорят, что тестирование – это скучно. У меня, наверное, не было скучных проектов. Начинает становиться тяжело, когда появляются какие-то зависимости. Например, когда нужно ждать информацию, которая тебе сейчас недоступна. Допустим, ждешь каких-то новостей от программиста или заказчика и понимаешь, что у тебя руки связаны, ты сделать ничего не можешь. Что хорошего? Сам факт, что ты помогаешь сделать продукт лучше, – это очень здорово. А что касается бизнес-анализа, то мне хотелось сделать продукт лучше, но на уровень выше. Когда программисты еще не начали его делать, и я как бизнес-аналитик могу на что-то повлиять, предложить заказчику какое-то хорошее решение. В общем, такое себе стремление к совершенству. — Что больше всего вдохновляет вас в вашей работе? Меня вдохновляют пользователи и обратная связь. Видимо, это осталось со времен, когда я работала в техподдержке. Ситуация, когда приходит живой человек и говорит: «Это было очень круто! Спасибо вам за то, что вы это сделали, делайте еще». Вот это очень здорово.
С первой работы я помню письмо от какого-то фермера, который говорил: «Я беру телефон и с вашим приложением иду в свой сад, а на экране открыта программа, которая позволяет мне контролировать полив. Спасибо, что дали мне такую возможность». Так что пользователи – это наше всё.
Комментарии