13 апреля 2017

Как это работает: картограф в Яндексе

Картограф в компании«Яндекс» Алексей Кирпичников рассказал, как создаются онлайн-карты и в чем особенность одесских пробок. Яндекс карты (2)

О начале

Я достаточно давно работаю в «Яндексе» на разных должностях. В 2014 году мы решили открыть в Одессе свою картографию, чтобы карты рисовали люди, которые тут живут и понимают местные реалии. Мне понравилась эта идея. Я понимал, что это довольно рутинная, кропотливая работа, требующая внимательности и усидчивости. Мне это, в принципе, по душе. Официально моя должность так и называется «картограф». На самом деле, с точки зрения настоящих картографов, я не картограф. Я не бегаю с инструментами по улицам, ничего не меряю. Я работаю в интернете – и карты наши в интернете. Мы создаем карты скорее не для каких-то инженерных потребностей, а для людей: чтобы они могли найти свой дом, вызвать к себе такси и добраться до какой-то организации.

О создании карт

За основу мы берем спутниковый снимок местности. По нему можно нарисовать главные дороги, здания, другие объекты. А дальше смотрим, какие еще данные у нас есть. Например, если по городу проезжал наш автомобиль, который снимает панорамы, можно смотреть на эти снимки. Иногда там видны адресные таблички с улицей, номером дома, и всю эту информацию можно нанести на карту. Многим непонятно, каким образом мы что-то нарисовали на карте, если нет спутникового снимка. Но, например, мы видим, где люди на самом деле ездят – у Яндекс.Навигатора есть обезличенные треки перемещения устройств. По этим данным мы можем нарисовать дорогу. Ведь если здесь ездят люди, значит, есть и дорога.

О снимках со спутника

Снимать со спутника – это достаточно дорогостоящее занятие. Еще одна проблема – нужно получить качественные изображения. Если там есть облака, они закрывают территорию, и снимок некачественный. Чтобы получить хорошее изображение, должно совпасть очень много условий. Во-первых, качественные снимки получаются только весной, когда всё еще не полностью заросло растительностью. Весной видно дороги и дома. Но в это время очень часто бывают дожди, облачность. Летом всё, конечно, красивое и зеленое, но снимок уже не такой информативный. Зимой – плохо, потому что всё белое, ничего не разберешь.

О сборе данных пешком

К сожалению, со спутника видно не всё, и нарисовать какие-нибудь внутриквартальные проезды достаточно сложно, если не прийти туда самому и не посмотреть. В Киеве, а теперь и в Одессе, и в других городах уже несколько лет работают специалисты по сбору данных, которые ногами обходят весь город. После первого обхода Киева информации принесли так много, что мы обрабатывали её несколько месяцев. Зато теперь мы уверены, что нарисовали каждый проход и проезд.

О влиянии работы

Когда втягиваешься в работу, начинаешь смотреть на всё вокруг, как на карту. Куда бы я не выезжал, я пытаюсь запомнить что-то новое. Увидел новостройку – надо сфотографировать, вдруг она у нас не нарисована? Если вижу на доме свежую табличку, сразу открываю мобильник и смотрю, есть у нас этот номер или нет. А здесь какой-то новый проезд, а тут какие-то ворота стоят – ты начинаешь это всё замечать.
Одна из наших картографов очень любит туризм, часто ездит на Западную Украину и приносит оттуда треки, метки. Или нарисует какое-нибудь село и отметит, где можно покушать, остановиться. Люди втягиваются в работу таким образом, желают всё картографировать, принести пользователю. Яндекс карты (3)

О помощи пользователей

Много данных нам приносят сами пользователи. Они могут пожаловаться, сообщить об ошибке или предложить какие-то изменения. Люди сообщают обо всем: начиная от того, что номер дома неправильный или подъезд указан не с той стороны и заканчивая: «А у меня здесь магазинчик открылся, добавьте его». Всё это мы обрабатываем и вносим в карты. Новые данные публикуются довольно быстро – производственный цикл выпуска карты занимает около недели. Устанавливать или скачивать на смартфон изменения тоже не нужно, карты обновятся сами.

О новостроях

Мы стараемся следить за новостными лентами, сайтами строительных компаний и черпать оттуда всю возможную информацию. Если мы прочли, что построен новый дом, или он сдается, или начато строительство, то на сайте компании всегда можно посмотреть, где строят здание. Поэтому даже если еще нет спутникового снимка, мы уже можем приблизительно нарисовать новый дом. Часто бывает, что нам начинают писать люди, которые купили там квартиру. Например, недавно сдали ЖК «Апельсин». Я только поменял на карте статус со «Строится» на «Построено», а нам уже написали: «Поменяйте адрес, а то мы не можем вызвать такси».

О декоммунизации

Рисовать небольшие деревни и села сложно: и спутниковые снимки не всегда хорошие, и с адресами проблемы. По спутнику обычно можно определить сельсовет – это часто самое большое здание в селе, а стоит оно на центральной улице. Естественно, раньше это обычно была улица Ленина – а потом пришла декоммунизация
К сожалению, в Украине нет какого-то централизованного источника данных о переименовании улиц. Всю информацию о том, кто что и где переименовал, приходится собирать буквально по крупицам, особенно если речь о небольших населенных пунктах. Бывает, люди присылают нам какую-то информацию, а иногда её можно найти на официальном сайте сельского или поселкового совета. Где-то данных нет, но можно позвонить. Иногда нам даже отвечают и присылают какие-то сканы. Но это сложный способ сбора информации, потому что дозвониться до какого-то сельсовета непросто.

О сложностях с переименованиями

Мы, картографы, не верим журналистам и стараемся не менять ничего на карте просто по публикациям в новостных изданиях. Очень часто журналисты бегут впереди событий. Они пишут: «Переименованы улицы, вот список». А потом оказывается, что на самом деле депутаты что-то приняли, но потом отменили, или мэр не подписал, или еще что-нибудь произошло. И всё остается в таком подвешенном состоянии. Сложный случай был в Одессе: обладминистрация переименовала улицы, а городская власть не согласилась с этим и инициировала общественные слушания, которые вроде бы прошли и что-то приняли… И вот сейчас в реестре судебных решений областного суда уже используются все новые наименования улиц, принятые обладминистрацией. Мы считаем это достаточным основанием для того, чтобы переименовать улицы на карте.
С другой стороны, на наших картах всегда можно посмотреть, каким было прежнее наименование улицы. Если вы начнете искать улицу, то увидите подсказку со старым названием, и поиск работает в любых вариантах – с этим никаких проблем нет.

О перекрытиях дорог

Если улицу временно перекрыли, нужно сделать так, чтобы Яндекс.Карты или Навигатор не прокладывали туда маршрут. Для этого можно нарисовать в перекрытом месте глухую пробку – и маршрутизатор автоматически поведет водителя в обход. На это нужно буквально несколько минут.
На Пересыпи есть онлайн-камера, через которую можно наблюдать, что там происходит. 17 марта, в десять вечера, как и обещали, движение начали останавливать. Мы проверили по камере, что его действительно перекрыли, и быстро включили перекрытие и у себя.
Изменить направление движения на карте сложнее, на это нужно больше времени. Но о каких-то серьезных работах сообщают заблаговременно, и я заранее могу отразить это на картах, чтобы мы вели пользователей в нужную сторону. Яндекс карты (5)

О Яндекс.Пробках

Если у вас есть мобильное приложение Яндекс.Карты или Яндекс.Навигатор, то, как только вы включаете его и едете по какому-то маршруту, данные о направлении и скорости вашего перемещения (обезличенные, конечно) собираются и отправляются на сервер. Там данные тысяч пользователей агрегируются, и на картах рисуется трек скорости движения по улице. Чем больше пользователей передало нам данные, тем они будут точнее.
На самом деле, Яндекс.Пробки, строго говоря, показывают не пробки, а скорость перемещения по улицам. Из-за этого люди иногда жалуются – на карте улица «желтая», а пробок на самом деле нет, проехать можно. Но медленно.

Об одесской специфике

В центре Одессы достаточно специфическая застройка: у нас очень короткие кварталы. И когда вы едете по Пушкинской или Ришельевской, то даже если с каждого светофора разгоняться и быстро доезжать до следующего, то средняя скорость будет порядка 20 км/час. Это очень медленно и соответствует желтому цвету пробки. Да, мы не стоим в глухом заторе, но это не значит, что мы едем очень быстро.
Обработанные данные обновляются каждые несколько минут, люди постоянно ездят с включенными навигаторами, кто-то прокладывает маршрут. Мы стараемся выводить общий балл, который показывает среднюю загруженность по городу. Если с поселка Котовского невозможно уехать, а на Таирова свободно, то оценка не будет равна 10 баллам. Загруженность в одном месте и свободная дорога в другом в среднем дадут 6-7 баллов.
Практически нет такого, что нам не хватает данных – кто-то постоянно где-то проезжает. Кроме того, что есть информация о пробках и скорости перемещения, люди могут оставлять на карте свои пометки об авариях, дорожных работах или просто свои мысли – мы называем это «разговорчиками». Когда случаются большие пробки, этих разговорчиков очень много. Люди даже целые чаты ведут, общаются, предлагают друг другу кофе. Бывает, что впереди нет пробки, но кто-то написал, что там авария или что-то перекопано. Там может не отображаться затор, потому что действительно никто не едет, нет треков. Зато есть отметка: не едьте сюда, здесь проблема. Так бывает, когда у нас потопы. Например, Среднефонтанскую затопило: пробки нет, но ехать туда не стоит.

О классах дорог

В редакторе карт дороги обозначены разными цветами – это дороги разных классов. С помощью такого разделения мы помогаем маршрутизатору находить оптимальный маршрут по городу. Понятно, что если мне нужно проехать от вокзала, например, на Новосельского, то какой-то кратчайший маршрут будет. Но он выйдет не самым оптимальным, потому что там узкие дороги с плохим покрытием, по которым приходится ехать медленно. Поэтому маршрутизатор выберет более качественные и широкие дороги. Балковская – основная артерия объезда по городу, чуть ниже классом – Ришельевская и Пушкинская. Знание того, по каким дорогам люди ездят в реальности и какого эти дороги качества, очень помогает в построении маршрута. Например, на поселке Котовского на улице Марсельской сделали новую дорогу. Раньше она была совсем низкого класса, а потом кто-то из пользователей попросил нас сменить класс, потому что маршрут строится не совсем корректно.

Об ориентации в пространстве

У меня с этим никогда не было проблем. Думаю, поэтому мне и пошла работа картографа. Наверное, чтобы хорошо ориентироваться, надо визуально всё запоминать: здания, номера, вывески. Потом можно восстановить их в памяти. Очень неплохо иметь пространственное мышление. Когда ты идешь такой маленький между домами, можно представить, как это выглядит сверху.

О навыках и памяти

Картографу может пригодиться всё, что угодно. Я когда-то был веб-разработчиком, и эти знания мне тоже помогли. Нужно иметь хорошую память, чтобы всё запоминать. Конечно, не могу сказать, что я помню всю Украину и все улицы наизусть. Но, глядя в редактор карт, я понимаю, что помню, например, какую-нибудь улицу в Харькове. Когда её переименовали или что на ней произошло. Эту информацию мозг зачем-то запоминает.
Комментарии