Люди

Одесский архитектор создает капсулу с украинской вышиванкой в японской башне Накагин

7 минут
08 октября, 2018

Капсула, о которой идет речь, — это одна из 140 капсул-квартир в Капсульной башне Накагин, одном из символов авангардной архитектуры Японии.

Выпускник ОГАСА и реновация башни Накагин

В проекте реновации Капсульной башни Накагин принимает участие выпускник Одесской Национальной Академии Строительства и Архитектуры Владимир Дерезниченко, который продолжил обучение в Японии по мастерской (магистерской) программе. В Токийском Технологическом Институте его дипломная работа связана с реновацией башни Накагин — Nakagin Capsule Tower.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Капсульная башня Накагин (фото Slate.com и Archdaily.com) и Владимир Tenshan Дерезниченко

Во время обучения в этом институте Владимир (местные друзья и коллеги зовут его Теншян, так как произносить имя Володимир для японцев довольно сложно), увлеченный этим удивительным зданием, узнал, что проводится конкурс по реновации одной из капсул, принял в нем участие и выиграл.

«Я связался с клиентом (долгосрочным арендатором) этой капсулы и спросил, могу ли арендовать капсулу для жилья. Я только приехал в Японию, и вопрос жилья был актуален. Клиент предоставил мне одну из пустующих капсул. Таким образом, я жил в одной капсуле, пока делал детальный проект другой», — рассказал Маяку Владимир.

Стоит пояснить, что Капсульная башня Накагин — уникальное здание. Оно создано архитектором Кисе Курокава (1934 — 2007) и является ярким образцом японского метаболизма, архитектурного стиля, возникшего после Второй мировой и символизирующего устремленность Японии в технологическое будущее.

Знатоки и ценители архитектуры со всего мира знают об этом здании в Токио. Можно смело сказать, что это один из шедевров мировой архитектурной мысли. Только представьте: на двух бетонных башнях-основаниях, 11 и 13 этажей, закреплены 140 модулей-капсул, которые являются отдельными квартирами либо офисами.

Тем не менее, судьба Накагин не определена окончательно, его ждет реновация либо, не исключено, — снос. Но об этом — ниже.

Вышиванка в капсуле

В своей дипломной работе Владимир выступает в качестве архитектора, чья задача — изучить здание, его потенциал, и внести корректировки в оригинальный архитектурный проект, который предлагает лишь замену капсул на новые.

«Однако времена и парадигмы изменились, поэтому, если завернуть это в одну фразу — в модерновой капсуле теперь обязательно должна быть зарядка для айфона. В то же время, реновация этой футуристической башни стимулирует создать такой же новый футуристический дизайн, но уже отталкиваясь от современности. В этом и есть смысл проекта реновации одной капсулы, который я создаю», — рассказывает Владимир Дерезниченко.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

В качестве одного из дизайнерских решений новой капсулы Владимир решил использовать украинскую вышиванку. Этот крупный элемент дизайна украшает одну из стен этого футуристичного жилья. Фото со страницы проекта.

Вышиванка внутри капсулы — это ткань грубоватого льняного полотна, на котором толстыми нитями вышит узор. Получается такая теплая «вязаная» стена. Вышиванка представлена довольно модерново, с некоторым уходом от традиционных канонов, признает автор. Однако при этом сами элементы («пиксели») узора символизуют важные для японцев понятия и слова, такие, как гора Фудзи или сакура. Они «зашифрованы» внутри вышиванки, по принципу кодирования имен в украинской вышиванке, с которым можно ознакомиться здесь.

«Таким образом, это не только "украинская капсула" — впрочем, никто из японцев и не против; существует даже предложение сделать каждую капсулу представляющей страну мира, хоть капсул и не хватит на все страны — но и соединение украинской и японской культуры», — подчеркивает Владимир-Теншян.

Еще одним из концептов было создание умиротворенной атмосферы внутри футуристической капсулы. Одновременно с соответствием этому требованию, вышиванка, тем не менее, имеет сходство с QR-кодом (а это японское изобретение), что вместе с другими новшествами делает капсулу довольно современной.

В процессе работы Владимира консультирует сенсей, научный руководитель, — по этому проекту, а также и по дипломной работе о башне в целом. Владимир надеется опубликовать эту работу следующей осенью — интересно, как сложится будущее проекта и самой башни.

Башня Накагин: восстановят или снесут

Концепция создания дизайна стран мира в капсулах Накагин — одно из предложений, каким образом здание может преобразиться в будущем. Как видим, проект интересный и, кажется, перспективный. Тем не менее, еще существует вероятность, что на месте Накагин построят другое здание.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Фото интерьеров жилой капсулы до реновации, источник — страница 中銀カプセルタワービル(Nakagin Capsule Tower)

Пока судьба башни Накагин не определена. Отчасти потому, что зданию нужна реновация — изначально срок «жизни» капсул установили в 25 лет (основной конструкции — 100), и их замена заложена в концепции метаболизма; проект реновации предложил сам Кисе Курокава в 2005 году.

А отчасти потому, что уже более 10 лет назад было выдвинуто решение о сносе башни, чтобы построить на ее месте более современное здание. То есть, японцы считают устаревшим здание, построенное в 1972 году, к тому же признанный шедевр архитектуры.

«Желание обновления легко понять, если учесть, что японские города и архитектура меняются невероятными темпами, и практически вся Токийская архитектура младше 50 лет. Японцы любят перемены и новизну, поэтому множество исключительных с точки зрения архитектуры зданий ХХ века уже было снесено», — поясняет Владимир.

Что касается архитектуры стиля метаболизм, что он уже почти ушел в прошлое, и зданий в этом стиле осталось очень мало, менее известные из них уже снесены, а одно не простояло и 14 лет.

Капсульная башня внесена в японский реестр значимых зданий, но пока о патронаже со стороны государства речи не идет. Сейчас местные власти не выступают против сноса здания, но и не вмешиваются в дела частных компаний, владеющих землей и недвижимостью.

Движение за реновацию шедевра

По японскому законодательству, здание может получить больше поддержки от государства, если достигнет возраста 50 лет (!). Недавно главе префектуры Токио Юрико Коике была адресована петиция, в которой подчеркивается важность здания с туристической точки зрения, в контексте предстоящих в 2020 в Токио Олимпийских игр.

«С этим нельзя не согласиться, потому что здание невероятно популярно внутри Японии и за рубежом. Если подытожить, реновация зданий, особенно авангардных, остается ситуативным моментом — есть как и положительные, так и отрицательные примеры. Метаболизм японских городов может случайно переварить и потенциальные архитектурные памятники», — говорит Владимир. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Виды на башню Накагин из Сада Хамарикю (Hamarikyu Garden), с улицы и с тротуара на подходе к зданию. Фото 100roads.com

Существует официальный проект по реновации башни Накагин в рамках движения против сноса, организованного активистами и частью жителей дома. Башня входит в список docomomo japan — неприбыльной организации, организующей в основном публичную поддержку и PR. Проект реновации ориентирован на популяризацию здания — организуются туры для туристов, выставки, лекции и другие ивенты.

Пока необходим план девелопмента и спонсор, кроме того, вместе с инвестором будет необходимо решить юридический вопрос земли, на которой стоит башня — в этом районе цена квадратного метра земли измеряется миллионами долларов. Этим летом у земли и здания сменился владелец и сторонники проекта реновации запустили петицию на change.org. Подпись в петиции против сноса поставить может любой желающий.

Детальнее о петиции — в этой статье Владимира.

Учитывая популярность башни Накагин среди ценителей архитектуры, кто знает, может быть, голоса наших читателей подарят знаменитому шедевру вторую жизнь.

В Японии 50-летние дома считаются старыми — из-за высокого темпа жизни в стране и недостатка места. У нас темп жизни иной, а значит, и маневра для реновации больше.

Если попытаться как-то соотнести ситуацию с башней Накагин и одесские реалии, то отметим, что хотелось бы и у нас видеть такой уровень прозрачности взаимодействия власти, общества и бизнеса в деле реновации ветшающих зданий в центре. Чтобы у владельцев этих домов все чаще вместо сноса появлялся вариант реставрации и реновации — обретения места старых зданий в новых условиях.

 

Об авторе
Лев Толстой
Сергей Марин

выпускающий редактор


Комментарии


Читайте также