Таина Федосеева
28 сентября 2018

От “В каком бреду мы купили эту ткань” до открытия двух магазинов: история бренда SHA Odessa

«Мы с мужем и друзьями, тоже семейной парой, скинулись по две тысячи гривен. Это был наш первичный капитал — четыре тысячи, на них мы пошили первые футболки». Лена Иванова, одна из основательниц популярного одесского бренда «SHA Odessa», рассказала в интервью Маяку о том, как начать шить вещи для себя и друзей, а спустя пару лет уже открыть два магазина — в Одессе и Киеве.

На столе огромный рулон мягкой фиолетовой ткани, на стенах развешаны лекала, а большая полка сбоку заполнена коробками с мотками разноцветных ниток. Это производственный цех марки одежды “SHA Odessa”, здесь шьются вещи, которые потом можно увидеть в магазине. В светлом помещении в самом центре города работают три швеи, одна из них специальным утюгом на толстом шнуре проглаживает швы какого-то изделия из серой ткани.

Сейчас мы с мужем стали опытнее и, отправляясь на Седьмой километр за тканью, берем с собой денег впритык, чтобы не поддаться порыву и не купить лишнего. Мобильный банкинг все "усложняет", конечно.

“Раньше мы могли спонтанно купить рулон ткани, пошить из нее ростовку, а потом стоять, рассматривать получившиеся изделия и думать: “В каком бреду мы купили эту ткань?”. Вот так появились, например, полосатые платья, которые продаются со скидкой”.

Одесской марке одежды в июне исполнилось четыре года, — начиналось все в 2014 году с пошива обычных белых и серых футболок. Название появилось после небольшого мозгового штурма: одним из предложений было “Шабля”, вариант сократился до “Ша”, но с приставкой “good staff for good people from Odessa”, а потом ребята сошлись на простом “SHA Odessa”.

“Мы начинали с друзьями, причем первое время я занималась ребенком и не сильно вникала в процессы, но потом загорелась больше всех. Наша подруга — художница, она хотела нанести свои картины на футболки. Оказалось, что найти простые футболки хорошего качества по адекватной цене — сложно, поэтому мы решили купить на Седьмом ткань и просто их пошить. Саша, мой муж, занимался производством домашней обуви, поэтому примерно знал, где и что искать”.

На первых футболках ребята забыли написать размеры — пришлось все измерять вручную. Причем идея с картинами так и не реализовалась: был выбран другой принт в модном тогда хипстерском стиле — велосипед-тандем и сделанная другом каллиграфическая надпись “Ride my bike”.

Футболки были готовы, но как продавать их, никто не знал. Ребята создали страницы в соцсетях, пригласили туда друзей и даже пошли снова на Седьмой — предлагать взять футболки под реализацию. В то время их цена — 100 гривен — была высока для продавцов. Одна девушка-продавец согласилась купить партию футболок, но с одним условием: для нее должны создать футболку с Чеширским котом. Так у начинающей марки появился второй, а позже и третий принт на футболке, но для серьезных продаж этого было мало.

Во время учебы я ездила в США и там купила себе снуд, в Украине их тогда еще не было. И мы решили их продвигать. Сама я заканчивала курсы кройки и шитья, но как сшить снуд, не могла понять вся моя семья инженеров.

“Поэтому я обратилась в обычное ателье за помощью, где мне быстро объяснили процесс: “Да тут же нечего делать, стежок вот тут и вот тут”. Снуды оказались дико популярны и были локомотивом бренда два года, мы шили их рулонами. А начинали с того, что на распродажах выискивали интересные ткани и просто строчили снуды на домашней машинке”.

Через год после основания фирмы Лена и Саша выкупили у друзей долю в бизнесе — те ушли в другие творческие направления. Сейчас Саша работает с финансами и дизайном, а Лена управляет магазином. Идеи для вещей придумывают оба.

“Например, мне пришла голову идея платья. Я рассказываю Саше, Саша рисует — я не умею. Мы показываем рисунок конструктору, она отшивает образец, мы смотрим на него и что-то добавляем или убираем. Сейчас нам нет смысла шить огромные партии в склад, мы можем отшить две-три ростовки и потом в цехе дошивать то, что пользуется самым большим спросом”.

Все новые ткани Лена и Саша сначала пробуют на себе — носят и стирают образцы, чтобы понять, как вещь будет вести себя после покупки. Это правило появилось после пошива толстовок, в которых было продумано все, кроме ткани.

Бывает, что мы промахиваемся с качеством ткани. Отшиваем хороший образец, покупаем рулон ткани, шьем партию и только потом оказывается, что ткань кашлатится. Что делать?

“Только снижать цену и предупреждать людей, что на эту толстовку смешная цена, потому что ткань покрывается катышками. А люди уже сами решают, брать или не брать. Если гулять каждый вечер с собакой или бегать трусцой — ок, теплая хорошая толстовка за 300 гривен будет как раз”.

Толстовки шили, исходя из разных критериев: Саша часто ездит в общественном транспорте, держась за поручень над головой —  он хотел, чтобы не открывалась спина, когда поднимаешь руку. Друзья пары, байкеры, попросили сделать воротник такой, чтобы в горло не задувал ветер во время поездок. Теперь в “SHA Odessa” думают пошить вторую партию “улучшенных толстовок” из другой, уже проверенной ткани, — тем более, что байкеры просят еще.

Лена признается, что было бы проще сначала поработать у кого-то и набраться опыта, а уже потом создавать что-то свое. В нюансы создания одежды вникать пришлось уже на ходу. Например, в Украине сложно найти хорошие нитки — те, что не рвутся на вещах прямо во время примерки. Крепкие нитки требуют специального оборудования и особой смазки, которая не дает им путаться в машинке. А с фурнитурой проблем еще больше — “нержавеющие кнопки” вполне могут проржаветь, а качественные застежки-молнии сложно купить в нужном количестве.

«Европейские бренды фурнитуру к нам привозят не партиями, а остатками — десять змеек, например. А мне нужно двадцать, я же не могу пошить десять пар брюк с одной змейкой и десять с другой? Украинские производители, наоборот, интересуются только большими партиями — от 500 штук одного размера и цвета. Это не наш формат сегодня».

“Мы шьем одежду, чтобы мы и люди нашего круга общения могли одеваться хорошо, качественно и не за все деньги мира. Как раз когда мы начинали, сильно повысился курс доллара и одеваться в привычных магазинах стало дорого. А очень хотелось чего-то нового и интересного. Поэтому мы стараемся делать цены адекватными, не взвинчивать их просто так.

А самое приятное — видеть людей в наших вещах. Всегда очень хочется сказать: “Это я, это я придумала ваше платье!”. У моих друзей вообще что-то вроде флешмоба — присылать мне фото людей в нашей одежде: “Лена, смотри, девушка в вашей юбке!”. Сейчас почти на всех крупных событиях мы с Сашей встречаем людей в нашей одежде. Это очень-очень круто”.

Комментарии