История

Почему мужчина лежит и зачем здесь птицы — что означают скульптуры Оперного театра

4 минуты
01 октября, 2018

1 октября 1887 года, 131 год назад, открылся грандиозный Одесский театр оперы и балета.

Авторы проекта театра, венские архитекторы Фердинанд Фельнер и Герман Гельмер, во время строительства Одессу не посещали, а сам проект не был проработан в деталях, поэтому за впечатляющий архитектурный облик здания можно поблагодарить еще и архитекторов одесских — Александра Бернардацци, Юрия Дмитренко и Феликса Гонсиоровского.

Внешний вид здания во многом определяет целый ряд скульптур, бюстов, горельефов и скульптурных композиций, о которых мы и хотим рассказать.

Image Title

Сбоку от центрального входа расположены две скульптурные группы, олицетворяющие два направления театра — трагедию и комедию. Правая — это эпизод из комедии Аристофана «Птицы», написанной примерно в 414 году до нашей эры. В комедии повествуется  о двух афинянах, которые, скитаясь, попали в птичий город к царю Удоду и убедили птиц сместить богов Олимпа. Так была создана новая птичья религия, с которой старые боги вынуждены считаться. Одному из афинян в итоге (спойлер) даже достается дочь Зевса в жены.

Image Title

Левая скульптурная группа изображает эпизод из трагедии Луция Аннея Сенеки Младшего «Федра», основанной на скандальной в свое время первой редакции трагедии Еврипида «Ипполит». У победителя Минотавра Тесея был сын от амазонки Ипполит, который поклялся вести целомудренную жизнь и посвятить себя богине-девственнице Диане. На беду в Ипполита влюбилась его мачеха Федра, которой не удалось добиться взаимности. Будучи в отчаянии, она оговаривает Ипполита перед мужем, юноша сбегает, умирает под колесницей, которую опрокинули его лошади (Сенека гибель Ипполита описывает подробно в двадцати строках), а Федра признается в содеянном и пронзает себя мечом.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

В верхней части проема расположены два горельефа — это две крылатые Славы с лавровыми венками в руках.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Выше находятся две скульптурные группы, олицетворяющие музыку и танец. Слева — легендарный певец и музыкант Орфей играет на кифаре для кентавра, а справа — муза танца Терпсихора танцует с девочкой.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Портал театра венчает величественная муза трагедии Мельпомена, символ театрального искусства. Она сидит в колеснице, запряженной четырьмя разъяренными пантерами. По сторонам от Мельпомены расположены две скульптурных аллегории — гении с венками в руках.

Image Title

Ниже расположен тимпан с «зашифрованной» информацией о театре: в первой строке MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII — годы начала и окончания строительства театра (1884 — 1887). На второй строке можно прочесть «ardebat anno» («театр горел»), что указывает на пожар 1925 года, который повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы. Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово «restitutum» («восстановлен») — это говорит о большой реставрации театра полвека назад.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

В круглых нишах над окнами второго этажа можно увидеть четыре бюста. Это Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Николай Гоголь и Михаил Глинка. Они олицетворяют поэзию, драму, комедию и музыку.

Image Title

За куполом зрительного зала возвышается геральдическая скульптурная композиция в виде картуша с гербом Одессы, по бокам стоят младенцы амуры — путти с факелами в руках.

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти, каждая из которых уникальна и не повторяет остальные.

Об авторе
Лев Толстой
Таина Федосеева

Комментарии


Читайте также