03 августа 2018

"Я ношу хиджаб и купаюсь в буркини" — как жить в Одессе и соблюдать ислам

Ася успешно работает в маркетинге, ведет собственный проект по тайм-менеджменту и носит хиджаб. Маяк узнал о том, как в Одессе живет девушка, соблюдающая ислам.

В исламе женщинам запрещено фотографироваться с открытым лицом.

О самом популярном вопросе

Я сразу отвечу на самый популярный вопрос — иногда жарко! Мне кажется, что я слышу его каждый день. Я приняла ислам три года назад, но покрылась в этот Рамадан, то есть ношу хиджаб только три месяца. Еще не привыкла и, конечно, мне бывает жарко, как и всем остальным. Но я знаю ответ который лично мне помогает справиться с этим чувством — в аду будет жарче. На самом деле, я часто замечаю, что люди вокруг изнывают от жары, а я чувствую себя отлично. Думаю дело в том, что их кожа открыта и сильнее нагревается, в то время как моя прикрыта легкой натуральной тканью, что позволяет держать температуру тела, а еще при ходьбе ткань колышется и создает движение воздуха, от которого тоже становится легче.

О выборе

Моему принятию ислама способствовало знакомство с будущим мужем. Не подумайте, что он принудил меня к смене веры — для него это вообще было сюрпризом. Дело в том, что у истинных мусульман принуждать к вере вообще нельзя — это должен быть выбор сердцем.

Когда мы заговорили о женитьбе я захотела как можно больше узнать о том, что меня ждет и мой будущий муж сказал: «Ты можешь остаться в своей вере — это ты и это твоя жизнь, но дети у нас будут мусульманами». Тогда я представила себе эту жизнь — вот мы семья, у нас дети и все мусульмане, а я христианка и ничего не знаю об исламе.

Когда мы с моим будущим мужем пошли в Киево-Печерскую лавру, он показывал на иконы Девы Марии, Иисуса и назвал их по имени. Я очень удивилась, откуда он их может знать. Тогда он рассказал мне, что Мария является почитаемой как самая чистая женщина, а Иисус (у них он зовётся Исса) самый любимый пророк после Мухаммеда. Для меня это был настоящий шок, именно тогда я поняла, что совсем ничего не знаю об исламе и для расширения кругозора я решила познакомиться с этой религией.

Будущий муж не вмешивался в этот процесс, он вообще старался избегать разговоров об исламе, и даже когда мы ездили знакомиться с его родственниками, он их предупредил, чтобы меня никто не «мучил» религиозными вопросами, а получилось, что мне самой было очень интересно. Муж не владеет русским, а мне хотелось задать вопросы кому-то на привычном мне языке. У подруги была знакомая девочка, которая к тому времени уже два года как приняла ислам по сердцу, — нас познакомили. Она ответила на мучившие меня вопросы. В вечер знакомства я сказала при ней шахаду (символ веры, обязательное условие принятия ислама — прим. автора). Это случилось в Киеве во время Рамадана, мы пошли в мечеть, где я продолжила собирать свои знания.

Мой будущий муж очень удивился, ведь у мусульман разрешен брак с христианами и даже проводится никах — это как венчание у христиан, а я приняла мусульманство. На момент проведения никах я уже месяц была мусульманкой.

Об отношении к женщине

Я чувствую себя комфортнее с мусульманами. Те ценности, которые мне привили родители в детстве, не давали мне комфортно жить в нашем обществе. Особенно трудно было в университете. У меня были более серьезные взгляды на жизнь, чем у моих сверстников, и эта вседозволенность нашего общества вызывала у меня дискомфорт. Я не показывала свою неприязнь, но часто не понимала, как можно делать те или иные вещи, говорить те или иные слова, хотя, конечно, пыталась влиться в студенческое общество, но внутренне я не принимала многие вещи, слова и действия, и для себя я не позволяла переходить определенные границы.

Когда я переехала в Турцию и окунулась в их культуру, почувствовала облегчение. Материнство и те усилия, которые женщина прилагает для создания уюта в доме, вынашивания и ухода за ребенком, высоко почитаемы в мусульманстве — когда у Мухаммеда спросили, где рай, он ответил: «Рай — у ног твоей матери». Это очень чувствуется, — в общем культура отношений между людьми иная. За два года, которые я провела в одном из провинциальных городов Турции, я ни разу не видела ни одного пьяного; вернувшись в Одессу, остро почувствовала этот контраст.

Покрыв голову, я заметила, что и в нашем обществе мне стало комфортнее — мужчины стали осторожнее со мной разговаривать, пропали шутки с двусмысленными намеками, на работе я смело могу отказаться от проектов с маркетингом «ниже пояса». И ни у кого не возникнет желания меня переубедить.

О родных и друзьях

Мои родители — христиане, и они были в шоке, но противостояния не было. Меня воспитывали в строгости — с детства прививали мысль о том, что если я принимаю какое-то решение, это мое решение, я несу за него ответственность. В 25 лет я в полной уверенности могла сказать, что это мой осознанный выбор. Родители сначала отнеслись к этому с опаской, ведь они тогда, как и я вначале, слабо представляли себе, что из себя представляет ислам. Моя мама считала, что мусульманки все ходят в парандже и чуть ли не все террористки-смертницы. Так думает, наверное, 70% одесситов. Потом мы съездили в Турцию, а после, в Одессе, я познакомила ее с девочками-мусульманками, которые живут здесь, и страх прошел. У мамы появился интерес, а иногда и гордость за меня.

С друзьями тоже прошло довольно спокойно, хотя это была серьезная проверка на дружбу. Конечно, часть людей из моего круга общения пропала, но это были просто хорошие знакомые, а те люди, которых я считала своими настоящими друзьями, — остались. Были небольшие трудности в понимании некоторых вещей у друзей мужского пола, ведь я не могу теперь проводить время наедине с мужчиной, если только это не близкий родственник (муж, сын, отец, свекр, брат). Когда я вернулась в Одессу из Турции, мы договаривались о встрече, я просила, чтобы друг привел с собой какую-то девушку — кто-то реагировал спокойно, с пониманием, а кто-то смеялся со словами «Ну что за ерунду ты выдумала?».

В нашем обществе уже спокойно реагируют на такие вещи, неприятие чаще встречается у старшего поколения, которое помнит войну с Чечней и период антиислмаской пропаганды, — в них глубоко засел страх.

О людях

Мне рассказывали, что с одной из сестер из моей общины женщины в магазине пытались снять платок, но сама я с таким не сталкивалась. Недавно я сидела в одном одесском кафе и ко мне обратилась незнакомая женщина: ей очень понравился мой наряд, и она подошла ко мне специально, чтобы сделать комплимент. Мне кажется, Одесса вообще спокойный в этом вопросе город. Даже на работе у нас очень интересный коллектив — мусульманка, иудей, две христианки и один агностик, и мы все отлично работаем вместе, и даже дружим. Мне кажется, так может быть только в Одессе.

Когда я покрылась, реакция коллег была очень интересной, настороженность шла больше от мужчин — они не понимали, зачем это, ведь им как будто «шторку» прикрыли и запретили что-то. Девушки делали комплименты, но жалели, что я скрыла такие красивые волосы.

Многое зависит еще и от человека, точнее, от его отношения к своей вере. Если выбор сделан сердцем, искренне, ты сам положительный, никого не хочешь «напрягать» и принимаешь это в первую очередь для себя, то и люди к тебе отнесутся положительно. Если же принять веру с расчетом на что-то, или сделать это для кого-то, то накапливается недовольство, агрессия, которая выплескивается в претензиях, кто как одет и как себя ведет. Я живу в гармонии с собой, и мне кажется, что люди это чувствуют.

Когда закончился Рамадан, я устроила тематическую вечеринку на работе, принесла капкейки, и мы всем коллективом очень весело его отпраздновали, несмотря на совершенно разные религиозные взгляды.

О внешности

Думаю, многие обладательницы длинных волос поймут мою радость от первой поездки рядом с открытым окном в машине — когда ты в хиджабе, волосы не лезут в лицо, можно даже высунуть голову в это окно и не беспокоиться о сохранности прически. Лично у меня завязать хиджаб получается быстрее, чем сделать укладку. Когда нет времени помыть голову, то ты просто повязала хиджаб — и никто этого не заметит.

Что касается женских “улучшений” внешности, то есть нюансы. Например, брови — их выщипывать запрещено. Можно, разве что, выщипать на переносице или немножко подстричь. Если муж сильно настаивает, то для услады его глаз, можно выщипать. Я же решила так: полностью отрастила свою форму бровей и только рада этому. Всевышний изначально дал нам идеальную внешность — отрастив свои брови, я их даже не подкрашиваю, они приобрели хороший цвет и равномерно проросли. Я их только расчесываю и иногда укладываю гелем. К тому же, сейчас тренд на свои густые брови.

Кстати, маникюр у мусульманок тоже четко оговорен: ногти должны быть коротко подстрижены, без лака и, естественно, чистые — мы проводим омовения, и вода должна проходить по всем частям тела, в том числе и по ногтевой пластине, а лак этому препятствует. Ногти можно красить в период менструации, когда женщина освобождена от намаза и омовение ей проводить не нужно. Цвет лака не должен быть кричащим. Кстати, индустрия красоты идет вперед и в продаже уже появляются халяльные лаки — они якобы пропускают воду. Я даже купила несколько, но оказалось, что маркировка “халяльные” — это обычный маркетинговый ход, потому что воду они не пропускали.

О еде и пляжах

За последние пару лет, видимо, из-за безвизового режима с Турцией и экономических проблем там, в Одессе появилось огромное количество заведений с халяльной едой, и нет проблем с тем, чтобы поесть вне дома, даже ночью в период поста. Многие турецкие заведения на период Рамадана делали специальные комплексные наборы на вечер и в предрассветный период, хотя я почти всегда завтракала дома. Но было такое, что задерживалась на работе и эти заведения меня очень выручали.

С пляжами сложнее. В Турции есть специальные пляжи и отели, где женщины могут спокойно позагорать возле бассейна или на берегу не в буркини (это специальный купальный костюм для мусульманок — прим. автора), мужчинам на такие пляжи вход запрещен.

В Одессе же сообщество мусульманок в шутку обсуждает покупку необитаемого острова.

Но пока мы его не нашли, так что лично я хожу на обычные пляжи в буркини. Люди смотрят, но никто не возмущается и не высказывает недовольства, просто бывает, что с любопытством разглядывают.

Комментарии