mayak

Является ли Украина Европой

08.11.2014

ИНФОГРАФИКА

Не является преувеличением утверждение, что проблема цивилизационного выбора является главной причиной тех бед, которые сейчас переживает и переживала Украина. Желание стать частью Европы вывело людей на Майдан в 2004 г., отказ Януковича от подписания ассоциации с Европой привел к кровавым событиям зимы 2013-2014 г. Да и нынешняя война на востоке вызвана неприятием Россией европейского выбора большинства украинцев.

Интересно то, что среди самих украинцев нет единой точки зрения на то, к какой же цивилизации – западной или восточной – мы принадлежим. Серьезную роль здесь сыграло наше географическое положение на границе двух цивилизаций. В этой ситуации единый народ оказался разорванным в том смысле, что одна часть оказалась под влиянием европейской культуры, а другая часть того же народа оказалась в сфере влияния России, т.е. восточной цивилизации.

Эта двойственность хорошо заметна если для анализа ситуации мы применим так .наз. цивилизационную теорию, которая утверждает, что Западу и Востоку присущи разные типы развития. Европейский тип развития историки называют линейным, т.е. прогресс европейской цивилизации постоянен, он идет в одном направлении – вперед. Тип развития восточрной цивилизации называется циклическим, поскольку восточные народы в своем развитии периодически возвращаются к той точке с которой это развитие начиналось. Графически это можно изобразить в виде спирали. В этом случае прогресс носит замедленный характер.

Конечно, из этого правила есть и исключения – Япония, Южная Корея. А вот Россия, начиная с 1985 г. продемонстрировала классический пример циклического развития, от тоталитаризма, через демократию, обратно к авторитаризму и отчаянным попыткам возродить Российскую империю.

перебивка

А что же Украина? Если внимательно присмотреться к тем событиям, которые потрясали Украину 23 года, включая и две революции, то мы увидим типичный цивилизационный раскол. Одна часть Украины – Запад и Центр – демонстрируют линейный тип развития, а Донбасс – циклический. Какую-то промежуточную позицию здесь занимает Юг. Под югом Украины мы понимаем Одесскую. Херсонскую и Николаевскую области без Крыма. Конечно, здесь также сильны пророссийские настроения, но как показали последние президентские выборы, южане в большинстве своем одобряют европейский выбор Украины. Поэтому, когда в России применяется термин «юго-восток Украины», то это попытка выдать желаемое за действительное. На самом деле есть Восток, и есть Юг Украины и разница между ними существенная.

Таким образом, с точки зрения евроинтеграции самыми проблемными территориями Украины являются Донбасс и Крым, где всегда был высок процент русских и русифицированных украинцев. Недаром в Украине бытует мнение, что Крым и Донбасс надо отпустить в Россию, потому что это гири на ногах Украины, которые будут мешать нам двигаться вперед, в Европу.

Не секрет, что носители европейской и восточной культуры отличаются друг от друга ментально.

Одна из основополагающих черт восточной ментальности – это то, что общественное сознание носит харизматический характер. Отсюда вытекает такое явление как сакрализация власти. На Западе харизматические лидеры появлялись эпизодически и на короткое время (Наполеон, Гитлер, возможно Кромвель). На Востоке это явление постоянное. Классическим примером современного восточного харизматического лидера является Путин.
Отличие Украины и от Европы и от России заключается в том, что харизматического лидера у нас не было никогда. Даже Богдан Хмельницкий, выдающийся полководец и дипломат, на эту роль не тянет. История у нас сформировала другую черту ментальности – склонность к анархии. Периодическое впадение страны в состояние полной анархии хорошо прослеживается в нашей истории. Мало кто заметил тот факт, что сразу после Революции достоинства мы были на волоске от новой анархии. И только активные действия правительства спасли Украину от очередной махновщины.

Общества, которые относятся к восточному типу, построены на принципах коллективизма.Личность, индивидуальность со своими вкусами, симпатиями и антипатиями, в то числе и политическими, отсутствует. Личность растворена в коллективе, который может принимать разные формы. В России он принял форму крестьянской общины, которая просуществовала аж до 1917 года. Поэтому у русских до сих пор очень сильно общинное коллективистское сознание. В Украине общины не было. Крестьянин был собственником земли. Отсюда и формирование у украинцев еще одной европейской черты ментальности – индивидуализм.

перебивка

В заключение интересно посмотреть, что было европейского в украинской истории. Традиционная Украина вплоть до начала ХХ в. сохраняла ярко выраженную цивилизационную и этнонациональную индивидуальность. Традиционная украинская культура, в целом, достаточно органично вписывалась в круг европейской цивилизационной традиции. Украина всегда была тесно связана с Европой – и экономическими интересами, и культурой. Античность, ренессанс, реформация, контрреформация, барокко – все эти ярчайшие явления европейской истории Украина переживала вместе с западным миром.

Украина находилась в едином с Европой образовательном пространстве. Болонский, Падуанский университеты, Сорбонна и другие европейские учебные заведения были наполнены украинскими студентами. Многие наши гетманы имели европейское образование.

Мазепа начинал обучение в Утрехтском университете, потом продолжил образование в Кембридже. Он свободно говорил на пяти языках Выдающийся церковный деятель Украины, реформатор украинской православной церкви Петр Могила и Рене Декарт учились в одном университете и даже были однокурсниками. В Европе активно издавались книги украинских авторов. В начале 18 века в Лейпциге были изданы пять теологических работ Феофана Прокоповича. В Германии был издан главный труд Петра Могилы «Учебник по православному вероисповеданию». Французские энциклопедисты планировали издание многотомной «Истории Европы». Был составлен письменный план. Само издание не состоялось по разным причинам, но план сохранился и дошел до наших дней. По этому плану Украине отводился отдельный том. Это означало, что Европы рассматривала Украину как свою органическую часть.

Украиной интересовались выдающиеся деятели европейской культуры: Байрон, Эмиль Золя, Вольтер. А выдающийся немецкий философ Гердер в 1769 году предсказал Украине блестящее будущее: «Украина станет новой Грецией. Прекрасное небо, простирающееся над этим народом, его веселый нрав, музыкальность, плодородные нивы когда-нибудь воспрянут ото сна. Возникнет цивилизованная нация. Дух этот распространится по всей ныне погруженной в сон Европе и заставит ее служить тому же духовному началу».
Да, мы периферия, да, мы окраина, но все же мы восточная периферия европейской цивилизации, а не западная окраина восточной. Поэтому мы, украинцы, с полным основанием можем утверждать: Украина в Европу не идет, Украина в Европу возвращается.

Цвиркун А.Ф.,

кандидат исторических наук

Поделиться


Оставить комментарий: