22 марта 2018

Как одесская компания конкурирует с Uber — история такси «Бонд»

Еще за несколько лет до появления в городе Uber одесситы могли вызывать такси через мобильное приложение, расплачиваться картой и даже выбирать, какое радио будет играть во время поездки. Одесский сервис «Бонд» уже тогда решал вечные проблемы такси с помощью новых технологий. Рассказываем, как создавалась компания, которая продолжает расти и после прихода Uber на местный рынок. «До “Бонда” я ездил на такси только пять-семь раз в жизни — в ситуациях, когда никак не проехать на общественном транспорте. Но мобильные приложения изменили поведение людей: вызвать такси стало проще. Для части горожан такси заменило личный или общественный транспорт. Мне кажется, это еще связано с тем, что люди стали больше зарабатывать», — рассказывает создатель такси «Бонд» Петр Обухов. Он основал «Бонд» в 2013 году с несколькими друзьями, имен которых не называет. Во время поездки в Санкт-Петербург один из них попробовал сервис GetTaxi (сейчас Gett). Такси вызывалось через приложение, а местоположение машины отображалось на карте. Друзья решили создать подобный сервис в Одессе. В те времена таксисты пользовались рациями или Java-программами для старых кнопочных телефонов, вспоминает Обухов. Весь город был разделен на секторы, и водитель выбирал в программе район, в котором находится. Когда приходил заказ в определенном секторе, его получал первый водитель в очереди. «Они пытались сымитировать работу GPS такими ручными методами», — говорит Обухов.
В «Бонде» водителям раздали смартфоны и научили пользоваться приложением. Все машины отображаются на карте. Геолокация включена и в смартфоне клиента. Приложение определяет местоположение человека и отправляет его заказ ближайшему водителю. Так в компании пытаются добиться самой высокой скорости подачи машины.
Потом приложение стало вести статистику по каждому водителю: как быстро он принимает заказ и едет к клиенту. При выборе машины учитываются и другие факторы: стоит она или едет, куда направлена, находится ли в пределах города. В «Бонде» поняли, что ближайший к клиенту водитель не всегда приедет первым.

В офисе «Бонда» большая коллекция смартфонов Motorola Droid X для водителей

Раньше было принято, что минимальное время подачи такси — 10 минут. Обухов вспоминает, как один из водителей получил вызов к «Дому мебели», где сам тогда и находился. Но он поехал к клиенту не сразу, а остался пить кофе, ссылаясь на законные для таксиста 10 минут.
«Мы сломали таксистам многие привычки. Если водитель принял заказ и не движется, то через 50 секунд приложение напоминает ему, что пора ехать», — рассказывает Обухов.
«Бонд» работает с частными водителями на собственных машинах. Компания берет с каждого заказа 10% комиссии, которая списывается со счета водителя. Таксист с нулевым балансом может работать только в час пик, когда машин не хватает. Пассажиры все чаще расплачиваются картами, поэтому деньги сначала поступают «Бонду», а компания перечисляет 90% суммы заказа на счет водителя. По словам Обухова, в марте картой рассчитывалось 7,3% клиентов. В январе их было 6,3%, в октябре — 5,5%. Даже если пассажир платит наличными, водитель может перечислить сдачу на его счет.
В первый день работы «Бонда» на улицы выехало 20 водителей. Сейчас в системе зарегистрировано две тысячи машин. Один водитель даже работает на собственной «Тесле». «Мне самому она ни разу не попадалась — обидно», — смеется Обухов.
27 водителей работает на Nissan Leaf. Электромобили получают небольшой приоритет при заказе. Когда в «Бонде» станет больше таких машин, Обухов собирается добавить в приложение опцию «Хочу электромобиль».

После запуска «Бонд» столкнулся с типичными проблемами одесских такси. Например, многие водители не любят ездить на поселок Котовского и часто отменяют заказы. Но оказалось, что некоторые таксисты сами хотят туда ехать. Поэтому два раза в день водителю дают возможность выбрать район, куда он хочет поехать.
«Я советую клиентам указывать в приложении, куда им нужно. Особенно если это поселок Котовского или Таирова вечером — есть водители, которые именно этого и ждут. Мы также дали водителям возможность делать скидку. Тогда водитель становится первым на получение заказа в тот или иной район», — говорит Обухов.
Еще одна проблема — нехватка машин в спальных районах в час пик. Поэтому водителям доплачивают, чтобы утром они возращались из центра назад в “спальники”. Приложение ведет статистику заказов и машин по каждому району и времени дня. Благодаря этому система подсказывает водителю, когда и где будет много заказов. В «Бонде» также придумали, как заставить людей вовремя выходить к машине. «Бывает, что мы отправили СМС о прибытии такси, а поездка началась через восемь минут — и так каждый раз. В час пик человеку, который обычно долго выходит к автомобилю, пришлют СМС немного заранее. Простой машины в таких случаях бесплатный», — говорит Обухов.

По телефону такси заказывает только 14% клиентов. С приложения на iPhone идет 56% заказов, с Android — 26%

Некоторые ездят на такси даже в другие города. «Бонд» получает регулярные заказы в Киев и Кишинев. Обухов рассказывает, как однажды водителю пришлось догонять поезд. Таксист вез на вокзал театральную труппу, и кто-то забыл в машине костюм. Пассажиры позвонили водителю и попросили его поехать за поездом, чтобы вернуть вещи. Догнать поезд удалось под Винницей.
«Мне кажется, что ехать на такси в другой город очень дорого. А водители любят такие заказы и дерутся за них», — рассказывает Обухов.
Кроме Одессы, «Бонд» работает в Черноморске и Киеве, а скоро откроется в Северодонецке. У компании были предложения запуститься и в других городах. Обухов вспоминает о неудачном сотрудничестве с бизнесменами из Баку. Приложение переделали и перевели на азербайджанский. Но оказалось, что на месте никто не обучил водителей, как с ним работать. В день запуска на улицы шестимиллионного города выехало десять машин.
С Обуховым также связывался украинец, который долго живет в Мьянме. Он говорил, что знаком с королем и сможет организовать запуск службы. «Оказалось, его идея была в том, что мы туда придем и сделаем все за свой счет, а он просто будет работать директором. Это самое популярное предложение к нам», — смеется Обухов.
Еще оказалось, что служба такси — это источник многих данных о дорожном движении Одессы. На своей странице в Facebook Обухов часто делится статистикой, которую собирает приложение. Он создал карту средней скорости движения автомобилей в разных районах города. А во время очередного снегопада в 2014 году Обухов делился картой мест, где водителям «Бонда» уже удалось проехать через заносы. Самым проблемным местом в плане дорожного движения Обухов называет путь с Таирова и Черемушек по Среднефонтанской на участке от Пироговской до Привокзальной площади и дальше по Пушкинской до Большой Арнаутской.
«Я пытаюсь донести до городских властей идею отделить трамвайные пути от автомобильных на Пантелеймоновской и Преображенской. Оставить посередине полосу только для трамваев. Это улучшит движение, потому что машины не смогут парковаться, а будут только ездить», — считает он.
Комментарии