26 сентября 2017

Batunga и Владимир Тарасов: лучшее на Odessa Jazz Fest

Odessa Jazz Fest не может похвастать наличием джазовых монстров первой величины в лайнапе, как львовский Alfa Jazz. Он не уходит в поисках нового зрителя в сторону откровенно клубно-электронного формата, как это делает «Джаз-Коктебель». Odessa Jazz Fest просто делает свою работу вот уже 17 лет, и каждый год старается привезти в Одессу интересных музыкантов, скорее нишевых, нежели массовых. Можно много спорить, насколько хорош лайнап фестиваля в целом, но совершенно очевидно, что даже самому придирчивому меломану там найдется, на что посмотреть. В этом году можно отметить 2 наиболее ярких события: выступление французов Batunga & The Subprimes и всеми ожидаемый сет великого барабанщика Владимира Тарасова и его трио. Открытие Джазфеста 2017(13)

Batunga & The Subprimes на сцене Горсада

Открытие Odessa Jazz Fest уже многие годы проходит в формате open air в Горсаду в ротонде. Как правило, никакими суперсоставами там и не пахло, но все изменилось в этом году. Франко-люксембургский Michel Meis Quartet в середине программы наконец дали зрителю настоящий джаз: с интересными темами, с нетривиальным развитием композиции, с великолепным исполнительским мастерством наконец. Это был джаз смелый, современный, отошедший от традиций, но, определенно, знающий и любящий их. Но кульминацией вечера стало выступление французского брасс-бэнда Batunga & The Subprimes, играющих афробит с некоторыми вкраплениями фанка в новоорлеанском уличном формате. Ровно 5 минут и 1 композиция понадобилась французам, чтоб заскучавшие любители джаза вдруг встряхнулись и ломанулись к сцене, на танцы. Надо заметить, что Batunga – настоящий уличный бэнд, играющий по 5 часов возле парижских станций метро себе в удовольствие. Они постоянно передвигаются по сцене, половина группы поет в несколько микрофонов (единственное стационарное, что было на сцене во время их шоу), остальная половина залихватски притоптывает, прихлопывает и кричит французские кричалки. И знаете, что? Язык в данном случае уже никого не интересовал, одесситы кричали вместе с ними. Открытие Джазфеста 2017(12) Ну и, конечно, отдельно хочется отметить уровень музыкантов. Все они в тот или иной момент выходили на соло. Это не было что-то из ряда вон выходящее технически. Напротив, на первый взгляд – все было просто. Но вот эта простота порой ускользает от технически безупречных джазменов. У Batunga каждое соло – это небольшой рассказ, повествование, со своей драматургией и кульминацией, мощный и экспрессивный. А раскиданные на двух барабанщиков партии бас-бочки и отдельного рабочего в афробит-варианте – это уже что-то из разряда настоящей ювелирной работы. Так что, хотя и Batunga, по сути, ничего нового не предлагают (в мире полно таких проектов, и половина из них сидит в Новом Орлеане), но что действительно важно – одесситы, наконец, смогли увидеть живьем работу европейского состава довольно хорошего класса. Открытие Джазфеста 2017(3)

Анастасия Букина и Klaipeda Jazz Ochestra (Литва) на концерте открытия фестиваля

перебивка-600 Джазфест 3 день Филармония (11)

Трио Владимира Тарасова на сцене Филармонии

А вот сет Владимира Тарасова на воскресном концерте в Филармонии – это было уже что-то по-настоящему потрясающее. Трио Владимира Тарасова – это ведущие музыканты Литвы. Они предлагают беспрерывный часовой концерт свободной импровизации, скорее в духе Брёцмана или Эвана Паркера, нежели фри-джаз Орнетта Коулмена. Каждый их концерт – уникален. За время этого они ни разу не вышли на какую-то повторяющуюся мелодическую структуру, они ни разу не взяли ни одной лишней ноты. Музыка поглотила мгновенно. Да это уже и не музыка какая-то была. Сам Тарасов сказал чуть позже скромно сказал: «Так музыканты же… Посмотрите, кто с нами играет! Мы идеально сыграны. Нам надо взять вместе 2 ноты, и все, нас уже не остановить». Это правда. Саксофонист Людас Моцкунас – это сокровище. Его игра довольно быстро увела за рамки нот и интервалов, он удивительно эмоциональный и острый саксофонист, выходящий далеко за пределы своего инструмента. Из тех, что во время соло контрабаса берет аккуратно тенор-саксофон, закрыв глаза ждет, когда можно будет тихо вступить, потом открывает глаза, и, так и не взяв ни одной ноты, медленно меняет саксофон на кларнет. Джазфест 3 день Филармония (15) Отдельно стоит отметить, что этот часовой сет был все же разбит на четкие, логичные и отдельные композиционные куски. То есть они как бы переходили из трека в трек. И вот в этом «виноват» именно Владимир Тарасов. Ну, то, что Тарасов становился лучшим барабанщиком СССР все 80-е и даже как-то вторым джазовым драммером в Европе в начале 90-х, говорить не стоит. Сейчас он давно занялся театром, культурой, современным искусством, инсталляцией и перформансами. Он поставил в Вильнюсе «Москва-Петушки». Он организовывает персональные и групповые выставки, в том числе Ильи Кабакова. Сейчас ему 70 лет, и его игра на ударных инструментах завораживает. Именно он заботился о такой необходимой в импровизационной музыке вещи, как смена музыкальных тем, атмосферы, настроения. Еще бы, весь ритм композиции – на нем. И он отвязывался. Владимир Тарасов – очень тонкого и в то же время всестороннего понимания инструмента музыкант. Мыслящий настолько широко, насколько это возможно. Сильно напоминал местами (как визуально, так и в манере игры) Джинджера Бейкера, но какого-то хорошего что ли, из доброй параллельной вселенной. Джазфест 3 день Филармония (6)

Легенда джаза Владимир Тарасов

Это был во всех смыслах этого слова великий сет. Тарасов особенно гордится тем, что и Людас Моцкунас, и контрабасист Евгениюс Каневичюс – все это выпускники вильнюсской консерватории. Что вот он вырастил такое трио из родных музыкантов. И это, действительно, проект мирового уровня. Собственно, после них не прозвучали ни немцы Das Hobos, играющие такой уныленький индифолк с неизменными электронно-психоделическими вставочками, что-то в духе 4AD 90-х годов. Это, наверное, было атмосферно, но они сильно проигрывали после того музыкального шока, который оставил Владимир Тарасов. А в конце был Sokratis Sinopoulos Quartet, греческий квартет с лирой – эдакое внедрение этники в джаз формата а-ля Пат Матини. Джазфест 3 день Филармония (8) В принципе, Odessa Jazz Fest так и позиционируется, как мультижанровый (но в пределах джаза) фестиваль. Возможно, это и есть его сильная сторона. Любители того или иного проекта приходят на одно какое-то выступление, остальные с легкой совестью покидают. Обычные же горожане, слушающие джаз один раз в году, на этом фестивале, знакомятся с разными джазовыми направлениями. Вообще, чем больше проводится разных фестивалей (культурных) в пределах одного города, тем лучше прежде всего для жителей этого города. У Odessa Jazz Fest определенно есть свой зритель и слушатель, у них есть своя концепция, и они, в конце концов, умеют удивить. Приятно удивить! Текст – Александр Топилов Фото Ивана Страхова Открытие Джазфеста 2017(7) Открытие Джазфеста 2017(14) Открытие Джазфеста 2017(15) Джазфест 3 день Филармония (1) Джазфест 3 день Филармония (13) Джазфест 3 день Филармония (14) Джазфест 3 день Филармония (21) Джазфест 3 день Филармония (25) Джазфест 3 день Филармония (28) Джазфест 3 день Филармония (27)
Комментарии