mayak

Будущее городов мира и перспектива для Одессы

25.08.2017

ЦИМЕС

Очередная встреча участников городского клуба «Стратегия 2050»* в Impact Hub Odessa была посвящена отдаленному будущему, однако на ней прозвучали и конкретные предложения о том, что следует начинать делать в нашем городе уже сегодня.

21013942_1981177558835930_7144166758798056193_o

«Далекое будущее городов и перспективы Одессы» — такой была тема очередной встречи участников клуба. Прозвучало несколько докладов о разных аспектах развития городов будущего, и все они в большей или меньшей степени касались перспектив Одессы.

перебивка

Переосмыслить план Деволана

Успех Одессы в XIX веке был обусловлен в большой степени именно тем, что проектировался город именно с учетом далекой перспективы. Более того, это был настоящий футуристический проект, заявил в своем докладе историк Владимир Полторак. Речь идет о плане города, составленном Францем Деволаном в XIX веке. Более того, по крайней мере часть его градостроительной концепции для города вновь актуальна, считает докладчик.

Во-первых, это идея осей, которые связывают между собой разные элементы города.

«Деволан использовал пространство города, его рельеф. Так, есть Польский спуск, есть Гаванная, которая переходила в Александровский проспект, и Балковская. Для меня будущая Одесса — это востановление Александровского проспекта», — отметил он.

Напомним, что изначально в плане Деволана Александровский проспект соединял порт и Привоз, и являлся крупнейшей артерией города. Позже от этой идеи отказались,— появилась Дерибасовская, преграждающая проспект.

Также Владимир Полторак подчеркнул важность социальных и деловых центров города, которые также были в планах Деволана. Однако он отметил, что с тех пор многое изменилось, и теперь центры деловой и социальной активности могут переместиться из центра в бывшие промышленные зоны, как это было сделано в свое время, например, в Нью-Йорке.

«Нынешний центр Одессы находится в коллапсе. Для восстановления деловой и социальной активности в центре Одессы необходимо слишком много неоправданных усилий, поэтому согласно практике исторического развития городов, проще строить новый центр, вынося его за пределы так называемого исторического центра. Например, идея вынесения административного корпуса на «Краян» кажется перспективной», — отметил он.

Что же касается вопроса, какой основной «продукт» является для Одессы основным (промышленность, бизнес, туризм, либо что-то иное), автор доклада считает, что наш город не является специализирванным и для него важен комплекс продуктов, развивающихся на основе информационных технологий.

перебивка

Технологии для города

Тему перспективных технологий более детально развернул в своем докладе Петр Обухов. Причем предсказывать какие именно технологии будут определять будущее хотя бы через 10 лет, он не стал.

«150 лет тому назад наши предки думали, что паровой двигатель — вершина прогресса, и дальше все будет работать именно на паровых двигателях. Но прогноз не сбылся. Это один из примеров того, как некие ключевые технологии задают тренд, но он в конечном итоге может быть заменен. 10 лет назад появились мобильные сети, которые совершенно неожиданно вызвали развитие служб заказа такси. То есть ключевая технология может быть изобретена в одной области, а повлиять на совершенно другую область. Поэтому никто не может сказать того, что он знает будущее», — подчеркнул он.

Как еще один пример ошибки в прогнозах специалист в IT напомнил о сегвеях, которые в 2001 году Стив Джобс называл основой будущей транспортной системы городов. Этого не произошло по простой причине дорогвизны производства устройств: люди просто не хотят платить за сегвей сумму, соспоставимую с ценой бюджетного автомобиля.

Тем не менее, вряд ли у кого-то сегодня есть сомнения в большом будущем электромобилей, а также беспилотных авто — вопрос только в том, насколько быстро эти технологии покорят мир. Если заглянуть еще немного вперед, можно сказать и о летающих автомобилях, образцы представлены целым рядом компаний, и могут стать популярными в мире уже в ближайшие годы. Все эти технологии во многом зависят от того, как быстро инженерам удастся добиться заметного снижения цен на аккумуляторы.

Петр Обухов упомянул еще целый ряд перспективных технических и сервисных проектов, каждый из которых способен изменить мировую транспортную систему, но пока по ряду причин этого предсказать точно нельзя: здесь и подземные тоннели-автодороги от Илона Маска, и публичный шеринг электромобилей с автопилотом, и другие.

перебивка

Экология и реновация

Помимо технологического, есть и другие важные аспекты, влияющие на развитие городов в определнном направлении. Например, это экология, — на это обратил внимание в своем докладе урбанист Станислав Кинка. В частности, городап будут менять свое лицо под влиянием различных программ рекультивации промышленных. Проекты, работающие в этом направлении — уже не редкость в разных городах мира. В основе реновации и рекультивации территорий будут находиться все те же информационные технологии, рос значения которых мало кто подвергает сомнению.

«Какие тенденции могут стать новыми через 10-20 лет? Насыщение датчиками, которые будут передавать информацию через сеть. К 2050 году это станет обыденностью, будет работать как система независимо от желаний жителей. Датчики будут подавать информацию, реакция на которую будет производиться автоматически», — отметил автор доклада.

перебивка
Мастер-план — инструмент для Одессы

Так или иначе, делать точные прогнозы о развитии технологий будущего на основании имеющихся сегодня данных довольно трудно, хотя понятно, что развитие это будет быстрым и меняющим города и образ жизни людей, живущих в них. Можно лишь стараться не упустить важные перемены.

Что же касается конкретных и актуальных предложений, о которых мы говорили в начале статьи, то их озвучил архитектор Николай Чепелев. А именно, он отметил, что Генплан, зонинг, так же как ряд других документов и планов, не соответствуют цели как инструменты стратегического планирования, и заявил о необходимой альтернативе — мастер-плане, который используется во многих городах мира.

«Генеральный план регулирует, прежде всего, землепользование. Это, по сути, технический документ, имеющий силу закона, на основе которого разрабатывается весь комплекс градостроительной документации. И адресован он в основном специалистам.
Мастер-план — это стратегия пространственного развития, которая содержит выраженную градостроительную концепцию и разрабатывается публичной властью при участии различных групп интересов. Это политический договор между жителями города и властью. Он понятен каждому, не только узким специалистам», — пояснил архитектор.

При этом Николай Чепелев подчеркнул, что обязательное условие – вовлечение горожан в работу на каждом этапе разработки мастер-плана. И добавил: Генплан – по сути проект, ориентированный на расширение города, его экспансию; это продукт системы соцреализма, в нынешней ситуации нежизнеспособный. В мастер-плане проводится анализ существующей ситуации и только после этого определяются решения для векторов развития сложного пространственного и социального организма, города.

«Для того, чтобы Одесса будущего состоялась, нужно, чтобы мы из заложников превратились в соучастников. А какие технологические или футурологические концепции или прогнозы сбудутся – покажет время», — подвел итог архитектор.

перебивка

*Городской клуб «Стратегия 2050» — это группа, в которую входят общественники, урбанисты, политики, архитекторы, психологи, представители бизнеса. Задача его участников — в ходе обсуждения выработать видение вызовов, проблем Одессы и путей их решения, обмена мнениями с привлечением экспертов. Все это — для того, чтобы понимать, что на самом деле нужно для развития города.

О предыдущих встречах участников клуба — здесь, здесь и здесь

Поделиться

возможно, вас заинтересует



Оставить комментарий: