mayak

Заметки на полях Одесского кинофестиваля. Дни шестой и седьмой

21.07.2018

ЦИМЕС

Хронику ОМКФ 2018 на Маяке ведет кинообозреватель Сергей Лозовский: он рассказывает как о фильмах, так и об околофестивальной жизни.

Шестой день ОМКФ остался без грандиозных премьер, а посему выпал отличный шанс посвятить его восточноевропейскому кинематографу, посмотреть, как дела у наших ближайших соседей, и как мы сами смотримся на их фоне. Спойлер: дела значительно лучше, чем можно было подумать. Но вкратце и по порядку.

Начался день с конкурсного фильма «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук. Это история молодой девушки Вели, живущей в Минске в лихие девяностые. Карьере юриста она предпочла работу ди-джеем, которая в те годы была совсем не то, что сейчас. Поэтому Веля хочет уехать в Чикаго, где ночные клубе не то, что в родной Беларуси. Только вот получить визу удается единицам, и Веля решает пойти на хитрость, дабы обмануть американское консульство и получить заветную бумажку.

Дарья Жук очень точно передает приметы времени, и дети девяностых помимо воли должны испытать ностальгию при виде кассетных плееров, дисковых телефонов, смехотворных «рейверских тусовок» и прочего. Но за этим антуражем и большим количеством действительно забавных моментов стоит очень грустная история о том, насколько тяжело вырваться из болота, которое засасывает тебя. Это Мюнхгаузену хорошо, он себя хоть за волосы вытянуть не может. Остальным повезло значительно меньше.

Следующее конкурсное кино — румынская «Поророка» Константина Попеску. Это тяжелый фильм, рассказывающей об отце, который пошел с детьми гулять в парк, и, отвернувшись буквально на секунду, понял, что не может найти пятилетнюю дочь. Тяжелая драма, со звериной жестокостью перерастающая буквально в южнокорейский триллер. С удивительным мастерством снята сцена пропажи ребенка — одним очень долгим планом, с тем ощущением, когда на экране вроде бы ничего особенного не происходит, однако нарастающее напряжение скинуть с себя очень тяжело. Ренессанс румынского кино и не думает сходить на нет, наши соседи из года в год снимают замечательные фильмы, и это очень здорово.

Но вдвойне приятно, что и мы пытаемся не отставать. «Когда падают деревья» — это полнометражный дебют Марыси Никитюк. Его пытаются представить как продолжателя традиций «украинского поэтического кино», но этот ярлык, к счастью, не вполне можно приклеить к этому любопытному фильму. Простая история: девочка из провинциального городка влюбляется в хулигана. Такие сюжеты редко приводят к чему-то хорошему. Фильм одновременно красив и жесток, он (и это, к сожалению, редкость для нашего кино) неплохо сыгран и достойно срежиссирован. Не испытывать неловкости при просмотре украинского кино — мы еще не успели привыкнуть к этому ощущению, но есть надежда, что привыкнем.

День седьмой. Фестиваль плавно движется к завершению, и вот уже показаны последние два фильма конкурсной программы. Один из них — «Дорога грома» Джима Камингса — это симпатичное американское независимое кино, драмеди про копа, который пытается собрать свою жизнь до кучи после смерти матери. Получается не очень, и ему остается лишь твердить, что все нормально, время от времени срываясь на окружающих, что мало способствует нормализации жизни. Это не стандартный Голливуд, тут куда более маленькая, и от того более цепляющая история.

Другое дело немецкий фильм «Стикс» Вольфганга Фишера. Это история о том, как женщина на небольшой парусной яхте оказывается рядом с терпящим бедствие судном, набитым беженцами. Помощь не спешит, да и будет ли? Кому охота возиться с этими людьми? Спасти всех на своей небольшой лодке она не может чисто физически, а уехать, оставив людей на смерть, не хочет. Фильм отличный, и он задает много тяжелых вопросов. Жаль, на них непросто найти ответы. Выбор между чужой жизнью и своим комфортом, ранжирование людей на тех, кто равнее, белее, цивилизованнее. Общая тотальная несправедливость, справиться с которой практически невозможно. При просмотре «Стикса» поневоле ставишь себя на место главной героини и думаешь: а как бы я поступил? И это — еще один тяжелый вопрос, на который непросто найти ответ.

Ну и последняя гала-премьера фестиваля, фильм Гаса Ван Сента «Не волнуйся, далеко он не уйдет». Хоакин Феникс играет Джона Каллахана, алкоголика. Попав в аварию и став инвалидом, Джон пытается научиться жить по-новому: без алкоголя. Он начинает рисовать карикатуры, которые мало-помалу стали добираться до самых известных изданий США. Фильм — отличная реклама Общества анонимных алкоголиков. И это вполне серьезно. Бывает кинореклама плохая (например, «Кадры» — фильм о том, насколько крут Google), а бывает хорошая (мультфильмы «Лего»).

«Не волнуйся, далеко он не уйдет» поставлен по автобиографии Джона Каллахана, человека, обладавшего весьма черным неполиткорректным юмором. Часть его юмора удалось перенести на экран, да и оживающие карикатуры Джона смотрятся очень уместно. Это очень витальное кино, оно смотрит на жизнь с позитивом, пытается научиться радоваться каждому дню, даже несмотря на обстоятельства. Прекрасный итог последнего конкурсного дня, как мне кажется.

Поделиться


Оставить комментарий: