16 июля 2018

Заметки на полях Одесского кинофестиваля

Хронику ОМКФ 2018 на Маяке ведет кинообозреватель Сергей Лозовский: он рассказывает как о фильмах, так и об околофестивальной жизни.

День первый

Первый полноформатный день Одесского международного кинофестиваля. Девять часов утра, площадь перед Фестивальным дворцом. Еще практически никого нет, только работники фудкорта деловито снуют туда-сюда. Есть ощущение того, что скоро все грянет, закрутится, что это последние минуты тишины и спокойствия перед самой безумной неделькой этого лета. За двадцать минут до первого сеанса люди появляются буквально из ниоткуда. На пустовавшей площади за считанные мгновения возникает очередь — прямо как на остановке, когда на горизонте появляется трамвай. Пока еще никто не знает, что делать с нашими электронными билетами: при входе на красную мини-дорожку их просто просматривают, на входе в зал нет вообще никого. На следующем сеансе мне просканируют бейдж, еще через сеанс — билет, на вечернем фильме — вновь бейдж. Заранее не знаешь, что понадобится, поэтому лучше все держать наготове. Мало ли.

Фото ОМКФ

Первый казус не заставил себя ждать — практически сразу сломались украинские субтитры на первом фильме международной программы: фильме “Девочка” бельгийского режиссера Лукаса Донты. Пришлось почти сразу подключать живой закадровый перевод, но это, очевидно, “пожарное” решение. Оригинальные голоса актеров заглушаются, не всегда удается разобрать, о чем именно говорят. Парень на переднем сидении надевает наушники и читает фильм в английских субтитрах. Жаль, там много завязано на музыке, на стремительных аккордах. Музыка задает темп, ритм фильма. Лукас Донт проделал замечательную работу, а исполнитель главной роли Виктор Польстер и вовсе был фантастически откровенен, трогателен. Это была сложная роль, и вот почему. “Девочка” — это история 15-летнего парня, которому неуютно в собственном теле. Он хочет быть девушкой. Для этого он пьет гормоны, носит женскую одежду, заклеивает гениталии пластырем, танцует женские партии в балете. Когда-то его звали Виктор, но теперь он — Лара. Исполнитель главной роли, бельгийский актер и танцор Виктор Польстер, настолько органичен и естествен, что тяжело отделаться от ощущения, будто смотришь его настоящую биографию. “Девочка” не щадит зрителя, она ставит сложные вопросы, на которые тяжело дать однозначные ответы. Это фильм о том, что рядом с нами живут люди, которым некомфортно быть собой, но которые не хотят мириться с природой, уготовившей им определенную роль. Фильм о том, что таким людям нужна поддержка в их ежедневной борьбе с обществом и с собой. О том, что толерантность — не флаг и не популистский лозунг, это, прежде всего, уважение и принятие тех людей, которые живут рядом с тобой. Простая мысль, к которой сложно прийти. Вообще первый день кинофестиваля во многом был посвящен тем мостам, которые люди прокладывают друг к другу. Вот герои фильма “Дикая жизнь” Пола Дано, семейная пара. В их жизни, вроде бы, все ладно: прекрасный сын, футбол по радио, семейные ужины. И только в кризисной ситуации оказывается, что у них давно не осталось ни любви, ни дружбы, ни взаимопонимания. Пол Дано еще только начинает свой путь в кино как режиссер, и, возможно, его работе не хватает некоторой зрелости, но поднятая тема и ее реализация очень хороши. “3 лица” Джафара Панахи — еще одна работа о том, как важно людям достучаться друг до друга. Причем это решается даже на лингвистическое уровне: фильм снят на двух языках, и герои не всегда понимают собеседника. Сюда же работает и образ узкой горной дороги, на которой не смогут разъехаться две машины, и потому водители постоянно должны сигналить, дабы услышать, есть ли впереди машина, идущая навстречу. Джафар Панахи — очень тонкий режиссер, который блестяще работает на уровне метафор. Его история — о жизни женщин, актрис в современном Иране. Они постоянно должны мириться с предубеждениями общества, считающего, что место женщины — домашний очаг, а не кривляния на потеху публики. Впрочем, Панахи хватает такта и мастерства не уходить в надрыв, он доносит свой посыл в легкой форме и даже с остроумием. Обещанная безналичная площадка фудкорта решена с чисто одесский практичностью — большинство точек принимают и карточки, и живые деньги. Некоторые — только карточки. Некоторые — только наличные деньги. Абсолютная демократия.

День второй

На второй день эффект новизны несколько стирается, фестиваль достаточно быстро становится частью жизни. Ты целенаправленно идешь на фильмы и уже не всегда ждешь чуда. Встреча на ступеньках кинотеатра “Родина” с как всегда прекрасной Адой Роговцевой воспринимается не как чудо, а как прекрасная данность этой замечательной недели. Волонтеры, работающие на ОМКФ, уже немного притерлись и улыбаются тебе, как старому знакомому. Мы уже привыкаем к этому ритму, и он нам нравится. Забавно, что второй день фестиваля тоже собрался в небольшой концепт: сразу два фильма — “Дочь моя” Лауры Биспули и каннский лауреат “Магазинные воришки” Хироказу Корэеды — затрагивают схожие темы: жизнь ребенка, отделенного от родителей, далеких от звания “Лучший отец/мать года”. Фильм Корэеды ожидаемо тонок и по-восточному изящен. Это приглушенная, спокойная история семьи, в которой нет кровных родственников. Просто несколько человек, живущих под одной крышей, промышляющих кражами и по мере сил заботящихся друг о друге. Именно к таким людям однажды попадает пятилетняя Джури. У нее есть настоящие родители, но им настолько наплевать на дочь, что они даже не заявили об исчезновении девочки. Новая семья, безусловно, также далека от идеала: они живут вне закона, в любую секунду готовы разбежаться в разные стороны. Но пока вместе, они готовы дарить тепло и заботу по мере сил. Никто не знает, что будет завтра, когда живешь одним днем, рано или поздно этому приходит конец. “Дочь моя” Лауры Биспули — фильм куда менее бросающийся в глаза, по крайней мере, по вывеске. Тем не менее, он достоин внимания. Он также рассказывает историю девочки, которую растит не ее родная семья. Настоящая мама девочки живет по соседству. Она вспыльчива, раздражительна, любит приударить за мужчинами, предлагая нехитрые плотские радости в обмен на деньги и выпивку. В свое время она сама отдала ребенка подруге, чтобы младенец не мешал жить в свое удовольствие. Однако накопившиеся долги вынуждают продать дом, и непутевая мамаша хочет напоследок повидать дочку, в результате чего между ними возникает странная, болезненная, разрушительная дружба. Этот фильм насыщен итальянским солнцем,выразительными сценами и яркими характерами, в нем кипит жизнь и летят искры. Он цепляет за живое, как и все талантливое. Вот таким “семейным” выдался второй день кинофестиваля. Проблема отцов и детей всегда стояла довольно остро, и два таких разных, но равно хороших фильма предлагают еще два кирпичика в мост, который нужно строить для того, чтобы лучше понимать своих близких.
Комментарии