15 октября 2015

Как это работает: Радиоведущий в Одессе

Ведущая утренней программы «Двойной эспрессо» на Просто Ради.О Татьяна Морозова: о запрете «угукать», смешных оговорках, фильме «День радио» и звонках городских сумасшедших.

О желании

В идеале, чтобы работать на радио, нужно заканчивать профильные учебные заведения, заниматься в театральной студии и ставить речь, но я не знаю ни одного случая, чтобы человек шел таким путем и этот метод  сработал. И на радио, и на телевидение попадают благодаря общительности и желанию работать. Если человек знает, что он хочет и может, то эта работа его сама находит.

О дебюте

Когда я пришла работать на государственную радиостанцию, мне доверили сделать репортаж о том, как одесские пляжи готовятся к летнему сезону. Это был мой самый первый выход в эфир и он был в записи. Я взяла диктофон, прошла от Ланжерона до Аркадии, и мне посчастливилось почти во всех административных зданиях найти директоров пляжей, с ними я и записывала интервью. Два из этих интервью я записывала дважды, поскольку я прекрасно общалась с людьми, но кнопку на диктофоне нажимать забывала. Приходилось возвращаться и начинать заново. Тогда, в самом начале, на работе меня научили не «экать», не вставлять слова-паразиты и помнить важное правило: во время беседы нельзя «угукать». Маленькое «угу» – это лишняя работа звукорежиссеру, который должен все это чистить. Поэтому мне сказали так: молчи и кивай.

zhavoronok

О языке

Во время первых прямых эфиров у меня было много записей и заметок. Говорить не с листа я научилась уже на Просто Ради.О. На государственной радиостанции нужно было говорить по-украински, но сложно было сделать, чтобы это звучало естественно. Я считаю, что по-настоящему талантливых билингв-ведущих мало. Есть те, кто очень красиво говорит по-украински, есть те, кто прекрасно говорит по-русски, а в Одессе совмещают это, пожалуй, только актеры Украинского театра.

О голосе

Ведущие тоже должны привыкнуть к звучанию своего голоса. Первое время, как у многих людей, у нас было неприятие – неужели я так звучу? Привыкание к собственному голосу происходит с большим трудом, как и у всех людей. Но мы уже приноровились говорить так, чтобы голос звучал приятно и комфортно, даже для себя.

Об утре

25 октября будет ровно 11 лет как вышел первый эфир утреннего шоу «Двойной эспрессо». Как оказалось, биологически утро – это самое удобное для меня время. Я очень продуктивна утром, и в первую половину дня, примерно с 6 до 16. Потом я уже плохо соображаю. Нас, ведущих, четверо  – и мы все жаворонки. Даже в выходные просыпаемся в восемь утра.

О звонках

У нас, к сожалению, студийный телефон не определяет номер, поэтому каждый звонок в студию – это лотерея. Есть премодерация звонков, но когда прямой эфир такой интенсивный, как утром, не всегда получается это сделать. Бывает, что сняли трубку – и сразу в эфир. Но в любом случае мы нажимаем кнопки, и даже если что-то идет не так, всегда можно отшутиться – и это лучшее оружие. У нас есть один “штатный сумасшедший”, его зовут Игорь Борисович, и весной и осенью у него обострение. Он образованный и прекрасно звучащий человек, который рассказывает невероятные штуки. Например, однажды он позвонил и рассказал о своем сексоголизме, о том, какой он зависимый и что ему нравится. Вообще он готов поддержать любой разговор, мы его по голосу уже знаем и побаиваемся. Страшно было, когда он в студию пришел –  оказалось, что то ли он с вечера пришел и ночь провел в здании, то ли утром как-то пробрался. Еще есть люди, которые звонят все время и по любому поводу. Что у них происходит в жизни, непонятно. Есть советчики, которые считают, что они прекрасно разбираются в жизни, а на деле они жуткие зануды, их по голосу весь город узнать может.

pilit-lobstera

Об оговорках

Иногда формулируешь в голове фразу, и она кажется нормальной, но когда ее произносишь, оказывается, что все совсем не так. Но мы работаем не в одиночку, поэтому всегда есть мгновенная реакция, это самое ценное. Когда нужно было вести эфир на украинском, я Сережу Попова назвала «Сэрэжа». Потом мы только так его и называли. У Кругликовой была оговорка: «мальчики в школе выпиливали лобстером», британскую службу разведки как-то назвали М16 вместо МИ6, а театр ХХХ – три икса – назвали «театр тридцать».

О неожиданностях

Опоздания, интервью формата « с корабля на бал» – то есть с лифта в эфир, шелестение шоколадной обертки, падения чашек с кофе, звонки родственников – все это происходит постоянно. «День радио»  – это очень реалистичное кино. Запоминаются еще технические сложности: например, однажды что-то было с техникой – не работала эфирная машина, но работали микрофоны и телефон. Мы работали: ставили музыку с телефонов, принимали звонки. Подумаешь, не выходит реклама, новости и песни, зато душевно.

О теме

По классике шоу, эфиры должны быть распланированы на месяцы вперед – найдена тема, подобран спикер и так далее. В принципе, это можно сделать. Для среднестатистического человека всегда интересными будут вопросы, связанные с взаимоотношениями полов, детьми и финансами. Планировать далеко вперед мы пытались, но жизнь гораздо спонтаннее и разнообразнее. Я не знаю, что меня впечатлит, разозлит или развеселит. В последнее время мы часто ориентируемся на фейсбучную ленту – там поднимаются интересные темы. Главная задача утреннего шоу – чтобы человек включил радио и услышал то, что созвучно его мыслям. Вот он думает о том, что где-то плохая дорога – бац – и мы об этом говорим. Нужно быть актуальными.

ni-ni

О правилах

Есть правила для вокалистов и работников радио и телевидения. Во-первых, нужно проснуться как минимум за два часа до того, как ты начинаешь говорить. Не напрягать голосовые связки. Есть даже список запрещенных продуктов, которые плохо влияют на связки – это шоколад, кофе, семечки. Никто их тех, кого я знаю, эти правила не соблюдает. Для меня лучшая «медитация» – это кино и семечки; кофе мы пьем литрами, и шоколад едим постоянно. Бывает, что проснулся и через 15 минут эфир. И никаких скороговорок перед этим. Серьезно занималось речью, по-моему, только первое поколение ведущих Просто Ради.О – у Альбины Петровны Овчинниковой, известнейшего преподавателя. Последующие ведущие нигде не занимались. Наверное, важнее не каким голосом ты говоришь, а что тебе есть сказать.

Об узнавании

По голосу меня узнавать стали чаще. Раньше было удобнее – поработаешь, и дальше живешь спокойной жизнью, можешь кому-то «напхать». А теперь иногда в магазине – «ой, это вы!». А ты в это время занимаешься какими-то своими делами, курицу покупаешь. Все ведущие живут обычной жизнью – они ездят на общественном транспорте, занимаются ремонтом, считают деньги, у них тоже болеют дети. Крутой случай рассказал музыкант Баста: он был за рулем автомобиля, спешил, а тут как раз ему попался водитель, который совсем нелогично вел себя на дороге. Баста опустил стекло, обматерил этого водителя, а потом осекся, потому что тот смотрел на него благоговейно: «Баста, ты что ли?». Он говорит, что так стыдно стало. Сфотографироваться или дать автограф иногда просят, но мне всегда неловко. Я говорю: «Лучше приходите к нам в эфир». Люди не знают, что к нам можно прийти. Почему нет? С нами можно списаться в социальных сетях, и если мы видим, что человек адекватный и очень хочет посмотреть на работу радио изнутри, мы пригласим его в студию попить кофе.
Комментарии