Специалисты выбрали очень разные здания, – по архитектурным стилям, возрасту, функциональному назначению. Мнения людей, имеющих непосредственное отношение к архитектуре и городской среде Одессы, представило издание «Бюро 247». Публикуем с сокращениями. Жанна Киселева архитектор, основатель студии JKLAB
Фото – “Бюро247”
«Мое любимое здание в Одессе – Дом Трапани на улице Греческой, 1880 года постройки. Детали и лепнина сдержанны, последний из многочисленных слоев покраски уже давно выцвел, зато прекрасная оригинальная ковка вокруг приямков сохранилась и по сей день. Для меня это все создает образ такой небольшой итальянской виллы в городке под названием Трапани на западном мысе острова Сицилия». Анатолий Ексарев, архитектор, президент Dekart Studio «Мне нравится музей Морского флота на Ланжероновской. Он расположен на крутом спуске, поэтому с одной стороны дом одноэтажный, а с другой – двухэтажный, с огромным цоколем… Здание музея представляет собой классический памятник эпохи. Оно богато декором: боковой вход украшен барельефом парусника, под потолком – позолоченные вензеля, элементы лепки создают атмосферу роскоши, хотя и требуют незамедлительной реставрации. Это витрина города». Дмитрий Сивак архитектор, основатель студии S&T architects «В городе, где живет миллион человек, самой интересной архитектурной находкой был царь-балкон главного архитектора города. Это мой любимый объект, который объясняет многое. За 10 лет в Одессе построили аж два здания, за которые не стыдно. Оба пока только для мультимиллионеров, и оба закрыты для глаз горожан. В городе осталось много старой и хорошей архитектуры, но мы не Венеция, чтоб законсервировать город в музей, нужно строить новую архитектуру, а ее нет. Первое здание построено студией Дроздова в 2007 году. Не назову его любимым, так как видел его лишь на фото и даже точно не знаю местоположения, но на сегодня в Одессе по-прежнему нет ничего лучше. Второе здание – неизвестного мне архитектора с менее стройной архитектурой. Интересно оно скорее за счет дорогих отделочных материалов, размаха и местоположения, чем самой архитектурой. Но так как ничего больше в городе нет, поэтому оно и попало в мой шорт-лист. Это дом украинского миллиардера, который стало возможным увидеть благодаря пиар-действиям Михаила Саакашвили, отвоевавшего пляж для одесситов. Дом виден только с пляжа, и до этого времени о нем мало кто знал». Александр Левицкий сооснователь историко-фотографического проекта “Архитектура Одессы” «Дом Асвадурова (ул. Пушкинская, 37) – выдающийся образец неоклассической архитектуры 1910-х годов и, пожалуй, единственный дом в городе, стилизованный не под древнегреческие мотивы, а под древнеримские. Его строительство закончили в 1914 году, накануне Первой мировой войны». Михаил Мейзерский журналист, урбанист «Одесса, во всяком случае центральная ее часть, – это музей под открытым небом. В сравнении с другими городами Украины у нас совершенно особый архитектурный профиль, где большинство построек принадлежат эпохе историзма. Здесь сложно выделить для себя что-либо одно, но есть объекты, которые задают определенные тенденции. В этом плане мне очень нравится лютеранская церковь Св. Петра и Павла на Новосельского, 68. Построена она в 1895-97 годах по проекту Германа Шеврембрандта и Христиана Скведера. Это здание не похоже на другие. Оно замечательно как один из немногих выразительных пространственных ориентиров старой Одессы». Евгений Вайсберг архитектор Weissberg Architect Atelier «Я хочу рассказать о трех зданиях, которые из-за своего размера и функционального назначения не являются известными достопримечательностями, однако дополняют архитектурный ансамбль города. Особняк на улице Базарной, 5. Комплекс состоит из трех 2-этажных зданий – памятников архитектуры: дворового флигеля и двух симметричных фасадных зданий. Левое находится в очень плохом состоянии, правому повезло больше – новые владельцы выкупили его целиком, провели реконструкцию и реставрацию. Сегодня это один из немногих хороших примеров того, как может выглядеть особняк на одну семью в памятнике архитектуры. Одноэтажное здание на улице Юрия Олеши, 5 не памятник архитектуры, однако у него есть некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание. Соотношение размеров архитектурных элементов и классическая посадка фасадных окон, над которыми расположен фронтон треугольной формы, делают его похожим на маленький Парфенон. Примыкающая к фасаду арка соседнего здания завершает архитектурный ансамбль. Вход находится во дворе. По рассказам жительницы одной из квартир, в прошлом это была лечебница. А по маршруту 18 трамвая на 9 станции Большого Фонтана находится трамвайная трансформаторная подстанция, построенная в послевоенное время немецкими военнопленными. Внутри промышленной постройки из красного кирпича с односкатной кровлей и входным тамбуром находится трансформаторный узел, который обеспечивает достаточное напряжение электричества, чтобы трамвай мог двигаться с девятой станции Большого Фонтана до шестнадцатой».