Александра Подгорная
13 января 2022

Как выглядит новая африканская архитектура, которую создает Сенегал

После обретения независимости в 1960 году Сенегал старался избавиться от западного влияния. Тогда зародился новый африканский стиль, насыщенный треугольными формами, устремленными вверх обелисками и местными текстурами. Автор The Guardian Оливер Уэйнрайт рассказал об архитектурных тенденциях в Сенегале, а мы кратко пересказываем. 

Ярмарочный комплекс. Фото — Оливер Уэйнрайт.

Ярмарочный комплекс. Фото — Оливер Уэйнрайт.

Посещение комплекса Международной ярмарки в Дакаре, столице Сенегала, похоже на прогулку по руинам древней цивилизации. Группа треугольных павильонов возвышается над подиумом, каждый из них украшен узором из ракушек и гальки. Этот удивительный комплекс построен на окраине города в 1974 году как витрина мировой торговли. Был спроектирован молодыми французскими архитекторами Жаном Франсуа Ламуре, Жаном-Луи Марином и Фернаном Бонами. 

Ярмарочный комплекс, архивные кадры. Datum Antique Jean Francois Lamoureux and Jean-Louis Marin’s FIDAK Dakar Exhibition Centre Masterplan. 

Навязчивая геометрическая композиция — своего рода ответ на призыв первого президента Сенегала Леопольда Седара Сенгора к соблюдению национального стиля, который он назвал «асимметричным параллелизмом».

 

Библиотека Университета Шейха Анта Диопа в Дакаре. Фото — Майкл Форд.

Библиотека Университета Шейха Анта Диопа в Дакаре. Фото — Майкл Форд.

После того, как Сенегал добился независимости от Франции, Сенгор был полон решимости использовать искусство для создания новой национальной идентичности. Политик стремился освободиться от западных традиций и предлагал опираться на опыт африканской цивилизации. Сенгор так и не определил, как должен выглядеть этот смелый новый стиль, но при этом туманно рассуждал о «разнообразном повторении ритма во времени и пространстве». Так в моду вошли граненые формы и уверенная геометрия.

Институт социальной гигиены в Дакаре. Фото — Анаис Дрессе.

Институт социальной гигиены в Дакаре. Фото — Анаис Дрессе.

Стены цвета охры Института социальной гигиены в Дакаре сделаны из железобетона, но окрашены так, чтобы со стороны они напоминали высушенную на солнце глину. Французские архитекторы черпали вдохновение в суданском и марокканском стилях, постколониальная эстетика 1970-х и 80-х годов выделялась своей оригинальностью и действительно соответствовала идеям президента Сенгора. Монолитные сужающиеся обелиски напоминают ракеты, в отделке умело используются галька, камни и ракушки, чтобы добавить тактильную текстуру примитивным формам.

Лекционные залы 1970-х годов в университете имени Шейха Анта Диопа. Фото — Адиль Далбай.

Лекционные залы 1970-х годов в университете имени Шейха Анта Диопа. Фото — Адиль Далбай.

Отель Independence, который когда-то представлял собой огромный вертикальный улей, выходящий фасадом на центральную площадь города, недавно был полностью реконструирован. Здание поместили в дешевый серый «кокон» из облицовки. 

Фото — Oliver Wainwright. 

Фото — Oliver Wainwright. 

Архитекторы отмечают, что страна чрезмерно пристрастилась к бетону и цементные блоки моментально отливаются практически для любого типа зданий. Однако адепты глиняных кирпичей продолжают отстаивать свою позицию. Этот низкоуглеродистый и эргономичный материал способен обеспечить тепловой комфорт жителям городов, избавив их от нужды включать кондиционеры. 

Филипп Мейзер, один из редакторов путеводителя, где на 3400 страницах собрана информация о 850 уникальных зданиях стран к югу от Сахары, отметил, что, как правило, об Африке рассказывают скудно и однобоко. 

«Обычно в статьях показаны модные сафари-лоджи с псевдоэтнической архитектурой или популярные курорты, расположенные на длинных песчаных пляжах. Еще один угол для подачи знаний об этой стране — отчеты о перенаселенности, отсутствии образования и медицинской системы», — утверждает Мейзер. 

Он отмечает, что практически нет репортажей об архитектуре, отображающих настоящую картину африканских городов.

читайте также
Комментарии