
Фото — Cedric Verhelst/artinfladers.be.
С октября 2012-го по декабрь 2019-го Гентский алтарь был на реставрации. Процесс его возвращения к первоначальному виду обошелся в 2,4 миллиона долларов. Год назад, после того, как 12-панельную картину снова выставили в бельгийском соборе Святого Бавона, отреставрированный алтарь вдохновил создателей мемов.
Сейчас экспозиция находится в специальном корпусе высотой 6 метров с пуленепробиваемым стеклом и большим внутренним помещением. Особые меры предосторожности не лишние — учитывая, что алтарь пытались украсть более десяти раз, кроме того, он пережил пожар, демонтаж, переезды, реставрации и потерю одной из частей.
Алтарь создали фламандские художники Ян Ван Эйк и Хуберт Ван Эйк, он был освящен в 1432 году.
«Ян Ван Эйк был гением, который более пяти веков удивлял мир своими новаторскими методами. Великолепная реставрация и обстановка, в которой теперь можно любоваться Гентским алтарем, просто удивительны. Великолепие цветов, детали, освещение — все идеально. Такие вещи заставляют нас гордиться собой», — сказано в заявлении министра-президента Фландрии Яна Джамбона.
Собор Святого Бавона тоже прошел архитектурную модернизацию, а благодаря лифту и дополнительным лестницам 746-летний комплекс теперь полностью доступен посетителям. А с помощью методов дополненной реальности можно увидеть разные варианты картин и интерьера вокруг них.

Фото — Bas Bogaerts.
В 1792 году четыре части алтаря французами были вывезены в Лувр. Наполеон хотел вывезти еще и боковые створки произведения, на которых изображены обнаженные Адам и Ева, и предложил обменять их на картины Рубенса, но ему отказали. После его поражения в 1815 году к власти во Франции пришел Людовик XVIII. Он и вернул недостающие детали обратно.
Спустя полтора столетия бельгийские нацисты хотели подарить произведение искусства Гитлеру и вывезли его полностью. Работу планировали выставлять в музее Гитлера и частном собрании Геринга. Задумка нацистов так и не сбылась. Во время их отступления в 1945 году немцы свозили награбленные произведения искусства в заброшенные австрийские соляные шахты. Тогда команда гауптштурмфюрера СС Гельмута фон Гуммеля думала похоронить все шедевры под землей, взорвав их. Но уникальные работы удалось спасти, и в итоге в конце войны алтарь вернулся в Бельгию.