02 июня 2016

ФАКТ ДНЯ: Сегодня родился одессит – ведущий театральный художник

2016-06-02-02 (1) 82 года назад, 2 июля 1934 года, в Одессе родился ведущий советский театральный художник Давид Боровский, создавший декорации для “Гамлета” с Высоцким и работавший с театрами Киева, Москвы, Петербурга, Парижа, Будапешта, Мюнхена и Милана. Из статьи Марины Азинян в Петербургском театральном журнале: “Давид был немногословен в сценографии: на счет раз, два — и вся декорация. Вспоминаю «Гамлета» — белая стена с фахверком в арьерсцене и занавес, который мог двигаться от портала к арьерсцене, от правой кулисы к левой и, дойдя до середины сцены, повернуться вокруг своей оси. Вот и все. Но… Занавес был непростой. Он был сплетен из веревок, канатов, какой-то ветоши; переплетения были хаотичны — напоминали то ли какую-то гигантскую многовековую паутину, то ли заросший паутиной каркас витража. Он был очень тяжелый, подвешен на металлической ферме и, когда двигался, очень медленно волочил свой подол по доскам сцены. Движение его каждый раз производило особое — новое — впечатление, эта была многослойная метафора времени и пространства, и гениально исполнявший роль Гамлета Владимир Высоцкий был с ним в каких-то разных отношениях. Занавес был как еще один персонаж, объект времени, истории, он плыл по сцене, уничтожая все, что только что казалось главным, оставалось ощущение, что время никогда не кончается, а уходят только персонажи этой истории. Гамлет-Высоцкий шел, произнося текст, от правой кулисы к левой, а сзади медленно волочился, как тяжелая царственная мантия, занавес, за ним вслед двигалась кучка придворных, король, королева, но, дойдя до центра сцены, занавес вдруг начинал новое движение — вокруг своей оси, и дальнейшее движение свиты было обусловлено прихотью этого поворота. Загадочным образом возникал зримый пластический образ поэзии, равноценный по силе шекспировской трагедии”.
Комментарии