19 июля 2018

Заметки на полях Одесского Кинофестиваля. День пятый

Хронику ОМКФ 2018 на Маяке ведет кинообозреватель Сергей Лозовский: он рассказывает как о фильмах, так и об околофестивальной жизни. Этот день был днем ужаса на ОМКФ, от Гаспара Ноэ до Сергея Лозницы. Один выдумывает все новые, более и более изощренные способы эпатировать зрителя, другому и придумывать ничего не надо. Беспощадная реальность все сделала за него. После такого дня хочется отряхнуться и забыться, но смотреть такое кино нужно. Ноэ — потому что это живой классик, и один из самых необычных режиссеров современности. “Донбасс” — потому что эта тема близка нам, потому что мы не можем и не должны оставаться равнодушными. Но давайте по порядку, и начнем с “Экстаза”, с разминки перед тем, что по-настоящему страшно. Гаспар Ноэ — это уникальное явление в мире кинематографа, садясь смотреть его фильм, невольно подписываешься под тем, что он вызовет дискомфорт, это такой себе вид интеллектуального мазохизма. “Экстаз” — это история одной танцевальной группы, собравшейся на репетицию, которая плавно перерастает в дискотеку. Проблема в том, что в общую сангрию кто-то тайком подмешал наркотик, и то, что должно было перерасти в праздничный отрыв, плавно превращается в danse macabre. Собственно, этим десятком слов можно описать весь фильм, остальное — надо видеть. Удивительная пластика тел профессиональных танцоров лучше любых слов передает нарастающее безумие. Бенуа Деби, проверенный оператор Гаспара Ноэ, привычно виртуозно отправляет камеру в свободный полет, заставляя ее, словно в невесомости, кружить вокруг героев, переворачивая мир с ног на голову и обратно. Безусловно, как и любой другой фильм аргентинского режиссера, “Экстаз” — это нечто среднее между кино и арт-перформансом, это еще одна игра со зрителем, попытка добиться от него чего-то вроде слов: “Ну это уже чересчур!”. Пока что ты опять проиграл, Гаспар, но мы с нетерпением будем ждать новых попыток. Между “Экстазом” и “Донбассом” притаился более скромный, но от того не менее интересный “Вулкан” — первый игровой фильм известного украинского режиссера-документалиста Романа Бондарчука. Здесь мы знакомимся с киевлянином Лукасом, который работает водителем и везет джип с миссией ОБСЕ на восток Украины, однако застревает в бесконечном лимбе богом забытого херсонского поселка. Во всей этой истории проглядывает нечто кафкианское, словно мы видим парафраз истории о Землемере, который никак не может приблизиться к Замку. Любое действие Лукаса только прочнее затягивает его в паутину жизни поселения, застрявшего во времени и лишенного какого бы то ни была развития. Это практически мистическое место, живущее по своим законам и мифам. Тут нет ни президента, ни министров, ни полиции, ни войны, ничего. Поселок словно погружен в бесконечный сон, и, оказавшись там, Лукас никак не может проснуться. Действительно хорошее кино, и нам очень радостно, что в Украине так умеют. Ну и “Донбасс”. Тринадцать эпизодов из жизни людей на оккупированной территории. Тот случай, когда режиссеру ничего особенного не нужно делать, чтобы создать трагикомедию, достаточно лишь достать камеру и начать снимать. Фильм рассказывает о коррупции, экспроприации, шантаже, фейковых новостях и многом другом. Сергей Лозница постарался максимально широко охватить жизнь региона, персонажи словно передают друг другу эстафетную палочку. Иногда происходящее на экране смешно (было бы, если бы не отзеркаливало настоящую жизнь и настоящих людей), иногда — страшно (и тут уже без всяких оговорок). Ты словно оказываешься в королевстве кривых зеркал, где нормальная человеческая жизнь искажена до неузнаваемых, часто пугающих форм. Хочется, чтобы все это было неправдой и кажется, что такое просто не может происходить где-то совсем рядом с нами. Что Сергей Лозница, как и годом ранее с “Кроткой”, просто поместил героев в некий утрированный мир, подчиненный лишь замыслу режиссера. Это хороший фильм, но мне жаль, что в принципе возникли предпосылки для его появления на свет.
Комментарии