16 апреля 2015

Как это работает: Директор яхт-клуба Одесского порта

Директор яхт-клуба  Одесского порта Артем Егоров: о “зимовке” яхт, “удобных” флагах, развитии яхтенного спорта и вечном холоде.

О деятельности

Официально моя должность звучит длинно: директор комплекса по обслуживанию судов среднего и малого тоннажа администрации Одесского морского порта. Яхт-клуб – это фактически место стоянки для лодок, как парковка: мы принимаем маломерные суда, яхты, прогулочные суда, а зимой храним яхты в отапливаемых эллингах.

О преимуществе

Всего в Одессе четыре яхт-клуба, но наш является единственным в Украине морским яхт-клубом с государственной формой собственности. У нас есть преимущества: это хорошая глубина в 10-11 метров, позволяющая принимать яхты любого размера, вплоть до стометровых, плюс здесь самый центр города, пограничный и таможенный посты – то есть все яхты заходят сюда для пограничного и таможенного оформления. И еще хорошие цены. Но, как у госпредприятия, у нас есть недостатки, прежде всего – бюрократические процедуры. Моя главная задача – эти недочеты устранить или свести к минимуму.

яхта

О создании

После майских событий прошлого года в Одессе яхт стало меньше. Многие владельцы либо ушли за границу, либо перешли в яхт-клубы, которые более удалены от города и взглядов людей – это в Совиньон или Лески. Форма собственности у нас поменялась недавно, до октября яхт-клуб был в аренде, потом снова вернулся в порт, как это было изначально 15 лет назад. Компания, арендовавшая плавпирсы и часть помещений, расторгла договор, и порт создал свое собственное подразделение для обслуживания яхтсменов. Мы предоставляем места для стоянки и места для хранения яхт. Также у нас есть рундуки для хранения яхтенного оборудования. А уже ремонтом, сервисным обслуживанием и другими сопутствующими услугами занимаются сторонние организации.

О яхтах

Яхты все частные. Эра, когда яхты были у крупных предприятий, уже прошла. Точнее, яхты, возможно, и остались, но на их содержание деньги никто не выделяет. Яхта – это дополнительные расходы, и серьезные: ежегодно нужно проходить освидетельствование, ежегодно их необходимо поднимать, чистить, шкурить, приводить в порядок перед сезоном. В украинском законодательстве вообще нет понятия «яхта». По идее, покупая за границей яхту за миллион, ее владелец должен заплатить 30% за растаможку, поэтому среди официальных владельцев редко встречаются граждане Украины. Яхты ходят под иностранными флагами, чтобы избежать дополнительных расходов. Даже на территории яхтенного комплекса несколько лет назад размещался регистр Сьерра-Леоне – прямо в том кабинете, который сейчас занимаю я. Сейчас у нас десять яхт в эллинге и четыре на воде. Но это зимний период, летом будет больше. Надеемся на 30-40 яхт, может и на 50. О развитии сейчас говорить сложно. Когда я выступаю где-то, говорю, что нам нужно развивать яхтинг как направление туризма, мне отвечают, – мол, о каком яхтинге может идти речь, если у нас в стране такое происходит.

флаг

 О регатах

Практически все одесские регаты проводятся на базе яхт-комплекса на морвокзале, мы всегда оказываем помощь, предоставляем помещения, бесплатное размещение лодок яхтсменов. Были времена, когда порты оказывали серьезную финансовую поддержку, но сейчас все бюджеты сокращаются. В этом году мы будем пытаться найти спонсоров, своими силами поднимать престиж мероприятий. У порта, кстати, есть две своих яхты – «Маэстро» и «Шериф», мы тоже принимаем участие в регатах.

О сервисе

В порту я работаю три года, сначала я был офицером службы морской безопасности, затем инженером отдела развития круизного туризма и внешних связей, а теперь моей задачей является организовать работу яхт-клуба в контексте госпредприятия, что на самом деле не так просто. Все решать  нужно оперативно – лодка может прийти лишь на один день. А процедура заключения договоров длительная. Меня и назначили, чтобы я проработал механизмы и соединил коммерческое и государственное. Сейчас мы готовимся к лету, и моя деятельность заключается в согласовании нормативных документов, которые сделают жизнь яхтсменов проще. Мы планируем получить кассовый аппарат, чтобы транзитные лодки, которые у нас стоят один-два дня, можно было обслужить на месте, хотим еще платежный терминал поставить. Иностранцы хотят получить качественный сервис, и мне его нужно организовать.

О ценах

В октябре мы снизили сцены. Они есть летние и зимние: летом нужно платить  12 гривен за погонный метр длины (то есть просто метр длины яхты) в сутки, зимой 8 гривен. Лето считается с мая по октябрь, остальное время – зимнее. Длина самой крупной яхты, из тех, что у нас стоит –  26,5 метров. А прошлым летом стояла и 50-метровая.

ходок

О правилах

Любой капитан, который является гражданином Украины, независимо от того под каким флагом яхта, может заключить прямой договор с яхт-клубом на ее хранение. Для удобства иностранных владельцев и капитанов  мы заключили договора с  агентскими компаниями, которые связаны с обслуживанием маломерных судов. С владельцами яхт я лично практически не контактирую.

О случаях

Морвокзал – это место массового скопления людей, любой турист и даже сами одесситы считают своим долгом пройти в самый конец морвокзала и сфотографироваться. А люди бывают разные, приходят в разном состоянии. Встречались индивидуумы, которые пытались отвязать лодку и уйти на ней в море, гребя веником. Сейчас мы усилили охрану, поскольку недавно, в феврале, был своеобразный случай. Был сильный туман, охрана пошла на обход. В это время молодой человек в шлепках и шортах – в феврале! – пробрался на понтон, побил плафоны и электрические колонки. Его увидели с пограничного катера, парня задержали. Потом он рассказывал, что таким образом хотел отключить вечный холод. Оказалось, что у него есть справка о том, что он психически нездоров.
Комментарии