Ролевик Мария Гуцол – о Толкиене и «Игре престолов», видах оружия, шлемах, подходящих для курильщиков и весе собственных доспехов.
Об игре
Ролевые игры – движение, которое зародилось в конце 80х – начале 90-х в СССР. Я встречалась с людьми, которые стояли у самых истоков – они до сих пор ездят, до сих пор играют. Ролевая игра – это действие, местами похожее на театр, но, в отличие от театра, здесь нет четкого сценария. Это скорее драматическое действие в реальном времени. Добавляется спортивный элемент: мы бьем друг друга по защитному снаряжению тяжелыми железными палками. Сейчас можно выделить полигонные ролевые игры, городские и камеральные или камерные, которые проводятся в небольших помещениях. Вообще все выросло из Толкиена, все ролевые игры. Потом уже ролевики стали обращать внимание на разные исторические эпохи и другие литературные произведения.О разделении
Те, кто занимается исторической реконструкцией, в свое время отделились от общего движения. Я бы даже сказала, что есть некая конфронтация – ролевики не очень любят реконструкторов, а реконструкторы не очень любят ролевиков. Они считают, что ролевики занимаются своим хобби не на должном уровне и это местами правда, потому что ребята, которые всерьез занимаются реконструкцией, обычно и фехтуют лучше и антураж и снаряжение у них качественнее. Но это не аксиома.О людях
В Одессе ролевиков очень немного, человек пятьдесят от силы. У нас сильное файтерское движение (от английского fight), они делают фестивали – например, в Белгороде-Днестровском, они выигрывают всеукраинские турниры и ездят на европейские фестивали. А именно ролевиков немного: если сравнивать с Киевом или Харьковом – то всего ничего. Поэтому киевляне и харьковчане балованные, им поехать на игру – значит выехать за двадцать километров от города. Это мы, одесситы, привыкли, что на игру всегда нужно ехать далеко. Что касается западной Украины, то там очень сильное именно реконструкторское движение.О возрасте
Средний возраст ролевиков – лет 25. Есть много школьников и студентов, у которых много времени, но нет денег, и есть ребята постарше, у которых в наличии материальная база, но мало времени. У меня в команде «Трамариэ» сейчас активно ездящих ребят старше 24-х даже больше.О тематике
Толкиен – это классика, и я сама больше всего люблю ездить именно на игры по Толкиену. Тематика игр очень зависит от того, что в тренде. Когда только вышли первые сезоны «Игры престолов», все только о ней и говорили, она была везде. Потом вышел «Хоббит» и все достали из недр запыленные томики Профессора. Есть люди, которые упрямо делают из года в год игры только лишь по Толкиену, но в общем направления могут быть самые разные. В последние годы популярна тема истории Украины примерно XVII века. Иногда за основу берут какие-то неожиданные книги, которые просто нравятся организаторам, например «Белорские хроники» Ольги Громыко.О ролях
Игры делятся на командные и индивидуальные. Большая часть игр по Толкиену и по «Игре престолов» командного типа. Грубо говоря, у меня есть двадцать человек, мы будем Старками и заберем себе Винтерфелл. Обычно роли распределяются по желанию. Например, я думаю, что у меня остались крутые меховые прикиды, поэтому мы будем Старками, нам для этих ролей меньше готовиться. Или у девушки капитана команды чудесные золотистые волосы, поэтому давайте мы поедем Ланнистерами – это слегка утрировано, но примерно так. Бывает, что на одну и ту же локацию делают заявки несколько команд, или несколько человек претендуют на одну роль. В таких случаях уже мастера решают, как будет интереснее. Что касается именных ролей, это обычно князья, короли, лорды и так далее, которые у автора четко прописаны. Обычно на эти роли выбирают игроков, которые засветились, про которых знают, что они сумеют заставить себя слушать. Очень часто это капитаны локаций. Своя проблема с женскими ролями, потому что на роль, например, Кейтелин Старк возьмут сильного игрока. А на роли красивых девочек есть отдельные кастинги, где просто выбирают, кто симпатичнее.Об организации
Правила игры придумывают организаторы, обычно на основе тех игр, которые они уже когда-то делали. Очень большую роль в игре имеет боевка, то есть боевые взаимодействия. Некоторые игры вообще сводятся к бою, а лидеры локаций – все эти короли и лорды – просто придумывают предлоги, под которыми можно пойти и бить других ребят. Большой камень преткновения – это оружие для боевых взаимодействий. На играх сейчас используется оружие из дюралюминия, из текстолита или армированного дерева. Самые «жесткие» игры проходят с использование дюралюминия. Например, встреча с алебардой из этого материала – это очень неприятно.Об оружии
Часто делают оружие из дерева или стеклотекстолита, с ними действие более заточено на игру, а не на мордобитие. Еще есть протектированное оружие – это такая конструкция из силикона или резины – она мягонькая и гуманная. Девочка может себе взять огромнейший молот и пойти всех противников этим молотом осчастливливать. Я, честно говоря, противник протектированного оружия. Оно, конечно, безопасно и позволяет создавать крутые антуражные штуки – те же молоты, например. Но боевое взаимодействие должно быть боевым. Быть эльфийским принцем, который пронзает орков, тяжело, и мне для таких ролей пришлось прикладывать изрядное количество усилий. Мне было бы обидно, если бы это того не стоило. Тем более я не верю в эльфийского принца, который не умеет сражаться.О реквизите
Что касается реквизита, то многое мы делаем сами. У меня есть швейная мастерская, где я создаю костюмы. При нашей команде есть еще мастерская, где ребята создают оружие, элементы доспехов и мелкие украшения. Сами доспехи мы покупаем у профессионалов – тех, кто уже давно этим занимается, причем в пределах Украины. Лично я заказывала доспехи у харьковчан. У меня монгольский доспех, он состоит из металлических чешуек и кожи – линия того, линия другого; весит около пятнадцати килограмм. Полные латы мне было бы тяжело носить. Плюс к доспеху у меня идут наручи, защита кисти и шлем. Единственное, что сейчас заказывается из Штатов – это протектированное оружие и доспехи. Но поскольку мы этим не пользуемся, мы и не заказываем. Еще луки часто заказывают из-за границы.Об эффективном
Самое распространенное и самое эффективное вооружение – это щит и меч. Потом идет копье или алебарда. Есть лучники, есть арбалетчики. Кстати, почему-то очень многие ребята, которые едут первый или второй раз лучниками, забывают, что им нужен колчан. И это такая печаль, потому что стрелы куда-то нужно класть.О шлеме
Закрытые шлемы очень неудобны, так как в них ограниченный обзор. Курильщикам в них ужасно тяжело – чтобы покурить, нужно снимать весь шлем. Шлем с забралом удобнее: открыл – покурил – закрыл. В шлеме идет толстый подшлемник, то есть конструкция из ткани, которая называется «парашют» – для того, чтобы удары не были такими опасными.О травмах
Травмы для боевки – весьма распространенная вещь. Бывают сотрясения мозга, переломы пальцев и так далее. Самое страшное, с чем приходилось сталкиваться – это перелом ключицы у моего напарника. Но тут, честно говоря, парень был сам виноват.О деньгах
Сейчас вооружение очень дорогое. Если искать б/у и не сильно заморачиваться на внешний вид, можно уложиться тысяч в пять гривен. А если хочется красивое, новое и специально подогнанное – то верхней цены просто нет. Сейчас пошить стегу – то есть поддоспешник в моей мастерской будет стоит 1600-1700 гривен. Чтобы было понятно: в 2009 году я купила поддоспешник за 250 гривен.Об обучении
Обычно человек приходит в команду и его учат более опытные ребята. Других способов обучиться боевке нет: наше спортивное фехтование, например, не даст особого преимущества. У меня третий разряд по фехтованию по классу рапиры, но это мне помогает разве что с фехтовальной стойкой. У нас запрещены колющие удары, а большая часть фехтовальных техник рассчитана именно на них. Плюс у нас есть поражаемая зона – чаще всего это руки до локтя и ноги до колена. Вдобавок спортивное фехтование не рассчитано на передвижение в доспехах. Возможно, сабельное фехтование имеет смысл – ребята, которые этим занимаются, собираются отдельно.О локациях
В Киеве есть группа Кимру, которая делает большие проекты. Под Киевом у них отстроена крепость-город, со всеми четырьмя стенами. Ее изначально делали как Королевскую Гавань, а потом использовали для разных проектов. Есть полигон под Полтавой, который называется «Вороны», а под Одессой в Севериновке есть лес, который мы тоже используем для игры.О заработке
Зарабатывать на ролевых играх можно. Первый вариант – это то, что делают большие мастерские группы: создается большая игра, в нее вкладывается много денег и «поднимается» в итоге тоже. Второй вариант – это создание камерных игр, рассчитанных не на профессиональных ролевиков. Сейчас как раз в моде квесты и эскейп-румы.О времени
Игры начинаются с середины апреля, несмотря на то, что открытие сезона официально 1 мая, и продолжаются где-то до конца сентября. В Украине в этот промежуток может быть от двадцати до тридцати примерно проектов, а масштабных – около четырех. Фотография – Кира Фрич