Одесский областной совет готовится принять серьезный документ о направлениях развития и финансировании областной программы информатизации, – представляем ряд серьезных замечаний эксперта к этому документу. Принятие документа “Технико-экономическое обоснование расходов Региональной программы информатизации Одесской области на 2017 год «Электронная Одесская область» («Е – Одесщина», «Е – Odesa region»)” может состояться на последней сессии облсовета в этом году, намеченной на 20 декабря. Но стоит ли утверждать программу в существующем виде, большой вопрос, считает основатель международной IT-компании SoftTechnics, соучредитель компаний Intersog и VertaMedia Александр Борняков.
Маяк посчитал его доводы достойными как минимум того, чтобы их приняли во внимание. Кроме того, мы считаем, что один из пунктов документа приведет к уменьшению прозрачности принятия решений облсоветом. Текст проекта программы приведен в конце статьи.
Сайт областного совета
Первым пунктом документа значится модернизация сайта облсовета. Это можно только всячески приветствовать: те, кто посещал этот сайт, думаю, со мной согласятся. Анализ проблемы и постановку задачи обновления страницы, представленные в ТО, я считаю адекватными. Нужно и интуитивно понятное меню, и обеспечение работы с мобильных устройств, и добавление механизмов, позволяющих пользоваться сайтом людям с инвалидностью. И, конечно, необходимо увеличить скорость работы сайта. Отмечу, что и сроки, и стоимость разработки, указанные в документе, реалистичны.Но! При всей адекватности пункта о модернизации сайта, почему не рассмотрен вопрос поддержки и обслуживания контента? Ведь без этого вся модернизация не даст никакого эффекта.
Загадочная система документооборота
Второй пункт ТО – «Внедрение системы внутреннего электронного документооборота областного совета». В нем идет речь о том, что после начала внедрения ряда документов, в том числе Указа Президента «О первоочередных задачах по внедрению новейших информационных технологий» (от 2005 года, между прочим), в областном совете внедрена система электронного документооборота «АСКОД». Но: «По состоянию на текущий момент в аппарате областного совета к системе подключено более 15 человек при необходимом количестве 65». И на «Приобретение лицензий на систему электронного документооборота» (то есть на ту же систему АСКОД?) предусмотрено 200 тыс. грн. У меня нет информации о системе АСКОД от компании ИНФОПЛЮС, о механизмах поддержки и обслуживании. Может быть, это хорошая система, но могу поспорить, что устаревшая. Почему на нее надо приобретать лицензию, я тоже не понимаю. Непонятно и то, что следующий пункт ТО, 3-й, посвящен «Построению системы межведомственного электронного документооборота», на что предусмотрено аж 400 тыс. грн. Стоп, а как же упомянутый АСКОД?Может быть, уважаемым разработчикам ТО стоит рассказать про VPN, которая используется во всем мире (в том числе в госаппарате) для документооборота, о том что это бесплатно и удобно? Есть и еще более простая технология VAN (Virtual Area network).
Нужна ли новая система голосования?
Далее. В пункте 4-м ТО записано «Внедрение современной системы электронного голосования для депутатского корпуса областного совета». Пункт предусматривает множество затратных позиций, от оборудования — например, приобретение 86 мобильных устройств Toshiba Satellite Click 10 LX0W-C64 для депутатов (7,8 тыс. грн. за штуку), до тренингов для тех же депутатов, чтобы они овладели новой системой голосования. Серьезно? Но ведь новая система вообще ни к чему, ведь та, что есть, – работает. Что там может быть принципиально или морально устаревшим, как указано в обосновании? Провода? От редакции. Отметим, что мобильные устройства, о которых идет речь, это планшеты-трансформеры на «Андроид». Дело не только в том, что они продаются в сети в розницу по цене до 7 тыс. грн. (напомним, в ТО предусмотрена покупка 86 штук по 7,8 тыс.), но главным образом в том, что такое устройство значительно упростит «кнопкодавство», и так свойственное нашим депутатам.Дорогие сервера и устаревшие жесткие диски
Пункт 5, «Электронный архив Одесской области». Вне всяких сомнений, перевод бумажных архивов в электронный вид необходим. Но цены на оборудование, указанные в документе, я считаю не реалистичными. Не слишком ли дорого за компьютер и UPS? Кроме того, целесообразность использования сервера под вопросом в связи с возможностью развернуть облачное хранилище. А сканер под книги стоит 5000 долларов, а не полмиллиона гривен (хотя допускаю, что речь может идти не об одном устройстве). Впечатляет пункт 6 документа – «Совершенствование информационно-телекоммуникационной системы Одесского областного совета и регионального дата-центра Одесской области». Просто взгляните на список.Не совсем понятно, зачем обновлять провода? Почему память такая дорогая? Откуда виртуальные машины? Зачем аж 24 винчестера по 300 гб, их объем хранения небольшой, а обращений они поддерживают меньше, чем современные накопители. Через год их можно складывать просто в мусорный бак. А если закон об облаках будет принят, то инвестировать в это оборудование зачем?
Помощь поддержки помощи
Но окончательно «добивает» пункт 7-й ТО – «Поддержка проектов информатизации региона, финансируемых за счет средств международной технической помощи». Там много и туманно говорится о международном сотрудничестве, е-правительстве и е-демократии. А пункт затрат всего один, «Поддержка проектов информатизации региона, финансируемых за счет средств международной технической помощи». На него предусмотрены “скромные” 100 тыс. грн. Но и вопрос у меня только один. Зачем помощь для международной помощи?