Полный текст расследования вы можете прочитать на сайте организации. В этом материале мы пересказываем его основные тезисы и объясняем, почему скандал со стульями от самого инстаграмного производителя мебели — это важно.
Самые популярные стулья — из Украины
Стулья моделей Terje и Ingolf — одни из самых популярных среди покупателей IKEA по всему миру. На украинских сайтах складной стул Terje можно купить за 400-500 гривен, а более громоздкий и стильный Ingolf обойдется почти в 2000. Каждый год продают десятки тысяч таких стульев по всему миру — в том числе в США, Британии, Германии. Именно эти модели, как утверждает Earthsight, сделаны из незаконно добытого карпатского бука.
Cтул Terje. Фото — IKEA.
Стул Ingolf. Фото — IKEA.
Незаконная заготовка леса в Украине стала возможна из-за коррумпированности государственных лесохозяйственных предприятий. В Earthsight заявили, что древесину для производства стульев IKEA нелегально добывали даже во время мирового локдауна, объявленного из-за пандемии COVID-19.
Сегодня IKEA — самый большой потребитель древесины во всем мире. В прошлом году для производства мебели компания использовала 21 миллион кубометров колод — коротких отрезков толстого бревна. Если их сложить одну к одной, то получится «цепь», длины которой хватит, чтобы семь раз обернуть Землю вдоль экватора. Организация Earthsight посчитала, что сейчас в производстве мебели IKEA используется примерно одно дерево в секунду.
Логично, что такие темпы требуют постоянного увеличения объема закупок древесины — эта проблема решается за счет стран с низкой стоимостью материала: в основном это Восточная Европа и Россия.
Итоги расследования
Последние 18 месяцев Earthsight посвятила изучению культовых товаров IKEA и пути, который они проходят, — от леса до полок магазинов. «История, которую мы в результате можем рассказать, не совсем вписывается в утопическую скандинавскую картинку, которую ІКЕА предлагает широкой общественности», — пишет организация.
Некоторые из более чем ста участков незаконных санитарных рубок в Великом Бычкове. Фото — Earthsight.
Одной из локаций расследования стал закарпатский поселок Великий Бычков — здесь, на территории в десять раз большей, чем Манхэттен, в самой биоразнообразной части Карпат процветает незаконная вырубка бука.
Проверки Государственной экологической инспекции Украины подтвердили, что местное лесничество незаконно выдало лицензии на «санитарную» вырубку более сотни участков с апреля по июнь 2018 года. Именно в то время, когда лесозаготовку запретили из-за размножения животных, обитающих в лесах Великобычковского хозяйства, в частности рысей и некоторых видов птиц.
Earthsight утверждает, что вырубку проводили в аналогичные «периоды тишины» в 2019 и 2020 годах. На большей части участков хозяйства все эти годы работы вела украинская компания — производитель мебели «ВГСМ». Именно эта фирма, как говорится в расследовании, является самым большим украинским поставщиком для IKEA.
Буковые бревна в ожидании обработки на производстве «ВГСМ». Фото — Earthsight.
Шведский мебельный гигант — конечный потребитель 96% изготовляемой «ВГСМ» древесины. Earthsight утверждает, что смогла найти подтверждения того, что украинский бук встречается в широком ассортименте популярных товаров IKEA — например, все в тех же складных стульях. Каждый год компания продает до одного миллиона стульев из древесины «ВГСМ». Такого количества хватит, чтобы десять раз заполнить лондонский стадион «Уэмбли».
Коррупция и вырубка леса в Великом Бычкове — это только верхушка айсберга. Одно хозяйство и один пример того, как просто и безнаказанно можно наносить вред природе. Местный лесник сообщил Earthsight, что незаконная вырубка леса — обычная практика для большинства карпатских хозяйств, но ситуация «еще никогда не была настолько плохой». И в этот анонимный комментарий слишком легко поверить.
Главу лесного агентства в Закарпатье уволили в январе 2020 года, сейчас он находится под следствием из-за коррупции и нелегальных разрешений… опять же, на вырубку леса.
Как незаконная вырубка становится законной
Вырубка леса и его незаконная продажа за границу — часть и без того грустной украинской реальности. Оценить масштабы потери леса пока что невозможно: инвентаризация хозяйств не проводилась с 2011 года — то есть мы не знаем, сколько у нас деревьев.
При этом наше государство входит в десятку «самых зеленых» стран Европы — лес составляет почти 16% всей территории Украины. В 2019-м Государственное агентство лесных ресурсов сообщало, что ежегодно в стране вырастает 35 миллионов кубометров леса, а вырубается — 22 миллиона.
Гослесагентство тогда заявило, что в 2018 году госпредприятия заготовили 16,5 миллиона «кубов» леса, остальные 5,5 миллиона срубили легальные частники. При этом незаконная вырубка вообще сократилась до 17 тысяч кубометров. Звучит не так уж катастрофично?
Однако по новым данным, только за 2019 год объем нелегальной добычи леса в Украине вырос почти в семь раз — до 118 тысяч кубометров. Последствия этого хорошо видны на снимках, сделанных в Карпатах с дрона.
Фото —Тимофей Шмайда для Dronarium Украина.
В одном из своих предыдущих расследований в 2018 году Earthsight писала, что незаконная вырубка леса стала возможна именно из-за коррупции в Гослесагентстве.
Главная хитрость, которую использовали в Украине для вырубки леса, — якобы санитарная рубка, под которую попадают и здоровые деревья. По документам они будут больными или вообще мертвыми. В выводах Earthsight пишется, что 40% древесины, которая попадает в ЕС из Украины, были добыты, скорее всего, незаконно.
«Такой импорт Евросоюза игнорирует запрет на экспорт украинских лесоматериалов, прописанный в законе, принятом в 2015 году. Он — больное место лесной промышленности ЕС, которая желает его отмены для доступа к дешевому украинскому сырью», — пишет Earthsight.
Несмотря на то, что руководство Гослесагентства уже поменялось, незаконное уничтожение леса продолжается. На смену санитарной вырубке пришли новые схемы — рубка из-за обвала или вредителей. По крайней мере, чиновники используют теперь такие оправдания.
Позиция IKEA
IKEA как известнейший производитель мебели гарантирует, что древесина, которую используют в производстве, была получена законным путем. И здесь Earthsight вскрывает большую проблему, на этот раз уже международной бюрократии.
В своих отчетах IKEA полностью полагается на организацию с авторитетным названием «Лесной попечительский совет» (Forest Stewardship council, или FSC) — это международная структура, которая гарантирует легальность управления всеми лесами, которые она сертифицирует.
Фото — Earthsight.
FSC — самая популярная маркировка древесины в мире, ее можно найти даже на рулонах с туалетной бумагой. По стечению обстоятельств, большая часть лесоматериалов с высоким уровнем незаконности, которые попадают в ЕС из Украины, имеет разрешения именно от «Лесного попечительского совета».
Здесь нет какого-то вселенского заговора против украинского леса — Earthsight утверждает, что FSC просто не в состоянии выявить такие «типично украинские проблемы», как взяточничество, коррупция, незаконные санитарные вырубки.
В расследовании пишется, что проверки «Попечительского совета» слишком просто обойти — об этом не задумываются в IKEA, просто покупая лес с авторитетными сертификатами.
Вот как на расследование отреагировали компании, которые в нем упоминаются
IKEA заявила о недопустимости использования незаконной древесины. Компания рассказала, что уже связалась с FSC с просьбой расследовать факты нелегальной добычи леса. В будущем производитель мебели обещает увеличить количество товаров из переработанной древесины.
В FSC признали, что среди проблем Украины — коррупция и слабость правоохранительной системы. «Лесной попечительский совет» заявил, что уже работает над совершенствованием процедуры поставок из Украины.
Украинская компания «ВГСМ» отрицает нарушение законов и утверждает, что ее деятельность и деятельность Великобычковского хозяйства не является «незаконной лесозаготовкой».
IKEA на украинском рынке
Сегодня бизнес-модель IKEA основывается на принципе «быстрой мебели» — это приводит к росту отходов и потребления новой мебели. Earthsight подсчитала, что американцы стали выбрасывать на 40% больше мебели, чем в годы, когда IKEA только появилась на рынке.
Недавно IKEA с третьей попытки зашла на украинский рынок. Компания хотела сделать это еще в 2006 году, но торговый центр возле Бориспольской трассы не открыли. Местные власти протестовали против вырубки деревьев на участке в 70 гектаров. Вторая попытка без объяснения причин провалилась в Одесской области — IKEA просто объявила об уходе с рынка.
В этом году компания наконец-то официально появилась в Украине — правда, товары украинской IKEA почему-то в разы дороже аналогов в российских или европейских филиалах.
«На польском сайте IKEA матрас “Ховог” стоит почти 5,7 тысячи гривен (в эквиваленте), на российском — 3,6 тысячи гривен, а в Украине — 6,5 тысячи гривен», — пишет The Page.
В комментарии изданию представитель IKEA заявил, что компания работает над утверждением более низкой стоимости своей продукции в Украине. После расследований Earthsight такое заявление может показаться издевкой. За красивые табуретки украинцам действительно приходится платить больше, чем остальным — например, экологией и природным фондом своей страны.