Амстердам. Март 2019. Поздняя ночь. Весь мир спит. В квартире Артура Бранда раздается звонок. Он всегда поднимает трубку. На другом конце провода может быть подсказка, зацепка, а возможно, даже чистосердечное признание, которое позволит найти уникальное произведение искусства.
В марте прошлого года 50-летний Бранд отыскал похищенную картину «Бюст женщины» Пабло Пикассо стоимостью 86 миллионов долларов США. В 1999 году ее украли на яхте шейха Абдулы Мохсена Абдуламалику аш-Шейха. Казалось, что картина навсегда затеряется в частной коллекции.
Спустя десять лет с Брандом связались двое мужчин — представители голландского бизнесмена. Он приобрел «Бюст женщины», не зная о том, что полотно украли. Поздней ночью картину, завернутую в простыню и черные мешки для мусора, привезли в квартиру арт-детектива. Еще один шедевр вернулся к законному владельцу.

«Бюст женщины» Пабло Пикассо и Артур Бранд.
Бранд заинтересовался миром искусства в студенчестве. Он жил в Испании и увлекался коллекционированием монет. Бранд очень быстро понял, что множество «нумизматических шедевров» — откровенные подделки. Погрузившись в мир искусства, Бранд осознал, что в нем очень много грязи и криминала.
Именно тогда Бранд понял, чем хочет заниматься в жизни — поиском украденных произведений искусства. Он начал искать в газетах истории о похищенных картинах, книгах, статуэтках и записывать имена людей, которые могли бы быть причастными к преступлению. Так Бранд, по его словам, стал единственным арт-детективом на планете.

Иллюстрация: Miguel Porlan
Работа без зарплаты
Сейчас Бранд работает сразу над несколькими делами. Первое — похищение картины La Nappe Blanche Жоржа Брака из шведского музея в 1993 году.
Второе — дело 1990 года Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Это было крупнейшее в истории мира искусства ограбление, тогда два вора украли несколько шедевров общей стоимостью 500 миллионов долларов США. В их числе — работы Вермеера, Рембрандта, Дега и Мане.
Бранд полагает, что преступление могли совершить члены Ирландской республиканской армии, которые, по его словам, специализируются на артнеппинге — похищении предметов искусства.
Бранд редко зарабатывает на своих расследованиях. Основной источник его дохода — искусствоведческие консультации. Расследования же он проводит за свой счет и по своей инициативе.
Официально музей всего один раз в жизни обратился к Бранду за помощью. В декабре прошлого года детективу заплатили скромную сумму в 3 тысячи фунтов стерлингов (около 100 тысяч гривен) за то, что он вернул в Магдаленский колледж Оксфордского университета украденное кольцо Оскара Уайльда. Правда, не обошлось без скандала.
Бранд отправил фотографии найденного кольца в Магдаленский колледж. В ответ ему заявили, что украшение — подделка. Сотрудники колледжа были уверены, что на кольце надпись на греческом языке была внутри, а не снаружи. Бранда возмутили обвинения в мошенничестве.
«Я не умею водить машину, не умею менять лампочку в люстре, но я не делаю ошибок в своей работе», — заявил арт-детектив.
Чтобы доказать свой профессионализм, Бранд отыскал письмо, в котором Уайльд сам утверждает, что надпись на кольце сделана снаружи.
«Я был так зол на Оксфорд. Самая глупая история в моей жизни», — заявил арт-детектив.

Кольцо Оскара Уайльда.
По словам Бранда, мир любит истории о похищении произведений искусства. Это преступление, из-за которого никто серьезно не пострадает. Публике нравится, когда находчивые воришки обманывают музеи и галереи. Но на каждого хитрого преступника всегда найдется проницательный детектив, таковым себя и считает Артур Бранд.
Истории преступлений в мире искусства обычно развиваются по одному и тому же сценарию. Из музея похищают ценную картину. Полиция ищет улики, зацепки, но безрезультатно. Проходит два года, а произведение искусства все еще числится в списках пропавших. Расследование сворачивают. И тут-то появляется Бранд. По его словам, однажды он потратил на поиск шедевра восемь лет.
«Это очень тяжелая работа. Много крови, пота и слез. Никто вам не платит, но зато вы можете написать книги, которые переведут на семь или восемь языков», — заявил Бранд.

Иллюстрация: Miguel Porlan
Встреча в баре, которая решила все
В конце 2018 года Бранду позвонил знакомый торговец произведениями искусства из Ирана, проживающий в Германии, и рассказал нечто интересное. Одиннадцать лет назад у иранского коллекционера Джафара Гази украли сборник стихов «Диван» персидского поэта Хафиза Ширази.
И вот на днях к знакомому Бранда обратились три человека от лица иранского посольства и сказали, что ищут эту самую книгу. Она написана в XV веке. Ее стоимость — сотни тысяч долларов.
Бранд понял, что действовать надо быстро. По его мнению, иранцы думали, что, если найдут книгу первыми, смогут забрать ее себе, несмотря на то, что по закону она принадлежит Германии.
«Если я найду книгу раньше, то смогу вернуть законному владельцу», — рассуждал тогда Бранд.

«Диван» персидского поэта Хафиза Ширази.
Он начал свое расследование в Лондоне, потому что столица Великобритании считается центром преступного арт-мира, также там живет много состоятельных иранцев.
Бранд нашел посредника — торговца антиквариатом Уильяма Вереса, у которого есть связи с преступным миром. Верес в баре свел Бранда с информатором. На встрече парень заметно волновался и утверждал, что знает нынешнего владельца книги.
Бранд надавил на информатора, и он рассказал все, что ему было известно. В итоге новый владелец книги передал ее арт-детективу. Вместе со сборником стихов Бранд отправился в Германию, чтобы вернуть его законным владельцам — семье Гази.

Иллюстрация: Miguel Porlan
Обратная сторона мира искусства
По словам Бранда, мир искусства прогнил до самого основания. Продажа подделок по объему выручки уступает лишь продаже наркотиков и оружия. Бранд считает, что около 10% произведений искусства, выставленных в музеях, — ненастоящие.
«Мир преступлений в сфере искусства похож на пирамиду. Внизу пирамиды сотни тысяч людей, на вершине — около 30-40 человек, которые более или менее контролируют весь нелегальный арт-рынок», — заявил Бранд.
Когда Бранд начинает поиски пропавшего шедевра, у него есть возможность обратиться за помощью к «приличным арт-дилерам», но таких мало: торговля произведениями искусства — грязное дело.
«Преступления в сфере искусства и официальный арт-мир тесно связаны. Все дело в деньгах. Большинство людей занимаются искусством из-за денег и всегда пытаются заработать как можно больше», — объяснил Бранд.
По работе Бранду приходится регулярно общаться с теми, у кого есть связи в криминальном мире: среди них попадаются наркоторговцы, представители организованной преступности, террористы и даже нацисты.

«Лошади Гитлера».
Одним из самых интересных дел Бранд считает находку «лошадей Гитлера». Это две бронзовые статуи, которые стояли у ворот канцелярии фюрера до падения нацистской Германии. Их создал Йозеф Торак — официальный скульптор Третьего рейха.
Долгое время считалось, что лошади были уничтожены в ходе битвы за Берлин в 1945 году. Через 70 лет Бранд при сотрудничестве немецких властей отыскал статуи в рамках расследования дела о нелегальной торговле предметами искусства.
Статуи лошадей вместе с другими артефактами Третьего рейха хранились у одного коллекционера в погребе огромного дома в немецкой деревне. По словам Бранда, помимо статуй у любителя старины нашли ракету ФАУ-1, торпеду и даже танк.

Иллюстрация: Miguel Porlan
Связи с криминалитетом
Днем Бранд общается с полицией, ночью — консультируется с представителями преступного мира. И так, по словам детектива, семь дней в неделю.
«Ты всегда должен работать с тем, кому доверяет другая сторона», — объяснил Бранд.
Однажды он узнал, что несколько похищенных картин находятся в руках серьезной преступной группировки. Шедевры попали к наркотрафикерам спустя десять лет после пропажи. Ими заказчик частично оплатил сделку по продаже наркотиков.
Бранд связался с наркодилерами и объяснил, что их ждут серьезные неприятности, если они попытаются продать предметы искусства.
Бранд попросил вернуть картины, пообещав преступникам, что не выдаст их. Наркотрафикеры не просто согласились, но и в благодарность предупредили арт-детектива о готовящемся ограблении музея. Так Бранд смог предотвратить преступление.
Как рассказал Бранд в своем интервью The Gentleman’s’ Journal, среди его информаторов встречаются весьма одиозные личности. Например, Мишель ван Рейн — международный авантюрист, которого Скотленд-Ярд подозревает в причастности к 90% преступлений в сфере искусства. Мишель не гнушается контрабандой, подделкой и «отмыванием» крупных сумм с помощью антиквариата. При этом Мишель сотрудничает с сыщиками.
Именно он и познакомил Бранда с аферистами, фальсификаторами, ворами и даже с людьми из ФБР. Сам арт-детектив утверждает, что едва не умер из-за Мишеля, тот пытался его подставить.
Однажды Бранд был у ван Рейна в гостях. В дверь позвонили. За порогом — почтальон с посылкой. Мишель попросил Бранда открыть дверь, а сам якобы ушел говорить по телефону. Дело в том, что аферисту никто не звонил, и Бранд подозревает, что ван Рейн почуял неладное, поэтому попросил открыть дверь именно детектива. Несмотря на этот случай, Бранд продолжал сотрудничать с Мишелем еще шесть лет.
Бранду неоднократно угрожали, он многим переходил дорогу. Например, Октаву Дарему — одному из самых известных воров произведений искусства, который также живет в Амстердаме. Он известен тем, что украл две бесценные картины Винсента Ван Гога: «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» и «Вид на море в Схевенингене».
Бранд преследовал Дарема в 2002 году за кражу этих полотен. В итоге Дарема арестовали, он пробыл два года в тюрьме. Поймал преступника не Бранд.
В конце 2018 года в Амстердаме вор и арт-детектив повстречались на улице. Они долго смотрели друг на друга, каждый старался не отвести взгляд. Повисла напряженная тишина. Мгновение — и они пошли пить пиво как старые друзья.
Бранд осуждает преступления Дарема, но их связывает то, что они оба ненавидят насилие. В какой-то момент Дарем подколол Бранда, что ему так и не удалось поймать его. На что арт-детектив с гордостью ответил, что все еще впереди.
Фото и изображения: IOL, CBS News, Artnet News, CTV News, The Gentelman’s Journal.