В Ливане проживает около 4000 украинцев, из них около 800 — в Бейруте. Никто из наших граждан не пострадал физически, но известно как минимум о двух семьях, которые остались без жилья. «Маяк» пообщался с главой украинской общины в Бейруте, ливанским преподавателем и послом Украины в Ливане, и вот что они рассказали.
Ирина Высота-Жарамани, глава украинской общины Ливана
Фото — Facebook.
«Мы услышали взрыв около 6:10 или 6:15 вечера. Мои дети (у Ирины пятеро детей. — Ред.) были на улице, а я и муж — дома. Раздался очень сильный взрыв, был первый, а затем второй. Казалось, что он произошел совсем близко, хотя мы были в 20 километрах от эпицентра. Началась паника, заплакали дети, муж быстро собрал нас, и мы укрылись в доме.
Мы не знали, что случилось, видели только клубы дыма и боялись, что началась бомбардировка. Мы думали, это бомбардировка Израиля. В Ливане сейчас очень сложная ситуация. Люди все время боятся. Даже сейчас в небе летают израильские самолеты.
Осенью здесь была, как у нас в Украине, Революция Достоинства, потом коронавирус. Все боятся, и люди хотят вернуться в домой. Украинцы в Ливане — это в основном семьи, в которых ливанцы женились на украинках и у них общие дети.
Через некоторое время после взрыва мы включили телевизор, зашли в интернет и поняли, что это был точечный взрыв в порту.
Пострадал весь Бейрут, очень сильно, много погибших, страшное количество людей пропало без вести. Слава богу, из украинской общины никто не погиб. Но я знаю одну женщину, от квартиры которой не осталось ничего. Она сама, трое детей и муж выжили каким-то чудом. Но их квартира полностью разрушена, взрывной волной выбило окна, двери, все разбило. Они были близко к эпицентру взрыва. Сколько пострадало офисов и магазинов, в которых работают украинцы, неясно.
В больницах Бейрута не хватает мест для пострадавших, поэтому их вывозят в другие города. Также разбиваются госпитали под открытым небом. Медицинскую помощь оказывают бесплатно. Власти Ливана ждут помощи от арабских и европейских стран».
Сейчас ливанская община просит помочь найти жилье для семей украинцев в Бейруте, которые пострадали от взрыва.
Зукан Жарамани, преподаватель экономики в Ливанском университете
Фото — Facebook.
«Вы уже знаете, что правительство объявило Бейрут зоной чрезвычайного положения. Кроме того, у нас трехдневный траур, поэтому все государственные учреждения закрыты и не работают. Большая часть людей с утра пошла не на работу, а помогать разбирать завалы. Например, трое из моих пятерых детей сейчас помогают расчищать улицы и готовить еду для волонтеров.
Город вокруг эпицентра взрыва весь разрушен, но люди ходят и ездят машины. Больницы объявили, что больше не могут принимать пострадавших, которых с каждым часом становится больше.
Ливанский народ привык к таким происшествиям. Мы пережили 20-летнюю войну, а в 2006 году на границе Ливана были вооруженные столкновения с Израилем. Самолеты этой страны постоянно нарушают наше воздушное пространство, я даже видел их и вчера.
Слава богу, что взрывная волна частично ушла в море. Но все равно этот взрыв похож по разрушительности на ядерный. Конечно, я не могу сравнивать его с Чернобылем. Мне не верится, что такое могло произойти случайно, но нужно ждать официальных результатов расследования, чтобы сказать точно.
Наше правительство сообщило, что без крыши над головой остались более 300 000 жителей Бейрута, а нанесенный ущерб оценивается в 5-6 миллиардов долларов. Почти все мои знакомые так или иначе пострадали от взрыва.
Сегодня у моих студентов должен был быть последний день учебы. Здесь, в Бейруте, я преподаю экономические дисциплины и являюсь директором четвертого филиала Ливанского университета, я учился в Украине — окончил Национальный университет имени Тараса Шевченко в Киеве.
Финальный экзамен у моих студентов перенесли на 11 августа. Это уже в третий раз, первые два — из-за коронавируса. Вот такой сложный год, но мы, ливанцы, привыкли».
Что говорят в посольстве Украины
«Жертв среди наших граждан нет, но украинцы хотят вернуться домой. С самого утра в посольстве неспокойно: люди записываются на прием и приходят на личные встречи. Многие хотят уехать из Ливана, в том числе домой в Украину. Люди в стрессовом состоянии», — рассказывает посол Украины в Ливане Игорь Осташ в комментарии «Маяку».
Посольство не может назвать точное количество украинцев, живущих в Бейруте. Также пока нет окончательных данных о пострадавших и погибших в результате взрыва. Дипломаты надеются, что жертв среди наших граждан не будет.
По данным на утро 5 августа, в посольство обратились два человека, семьи которых остались без жилья. Сами люди серьезно не пострадали, отделались незначительными ушибами и порезами.
Трагедия случилась в центре старого города, это большой и красивый исторический район, который называется Ашрафия. Здесь живут преимущественно христиане. В годы гражданской войны в Ливане с 1975-го по 1990-й исторические памятники Ашрафии были разрушены, район отстроили заново, в нем появилось много высоток. Какие здания уцелели, пока официально не сообщается.
Здание посольства Украины находится в десяти километрах от эпицентра взрыва, в нем волной выбило окна. Мощность взрыва была такой силы, что его ощутили даже на Кипре в 250 километрах от Ливана.
По словам посла Игоря Осташа, сегодня, 5 августа, в Бейруте объявлено чрезвычайное положение, глава государства и правительство обращаются за помощью к соседним странам. «Органы власти полностью парализованы», — говорит посол.
Проблем с телефонной связью и интернетом нет. На официальной странице посольства указаны номера, по которым можно обратиться за помощью. Дипломаты просят сообщить, если вы не можете связаться со своими родственниками или друзьями в Бейруте.
Фото — The New York Times, The Atlantic, The Washington Post.