25 мая 2020

Ушла эпоха. Рассказываем историю жетонов киевского метро

Сегодня, 25 мая, в Киеве не только возобновили работу метро, но и перестали продавать жетоны. От них отказались, эпоха ушла. В течение месяца еще можно будет использовать купленные ранее зеленые жетоны, а потом оплатить проезд можно будет только с помощью карты или смартфона. Рассказываем историю жетонов киевского метро.

Метро в Киеве открылось 6 ноября 1960 года, первые автоматические турникеты в нем появились только через два года, в 1963 году. А вот жетоны начали использовать там спустя более 30 лет.

Изначально в метро пассажиры проходили через работников-контроллеров по бумажным билетам, нижняя часть которых отрывалась, а верхняя оставалась у самого пассажира. Но такой способ подтверждения оплаты проезда занимал много времени, и на входе в метро создавались очереди.

Первые автоматические турникеты поставили только в 1963 году на станции «Хрещатик». А оплатой тогда стала пятикопеечная монета. Именно столько, вплоть до 1991 года, стоил проезд в метро.

Увидеть реакцию киевлян и сами турникеты можно на видео, звук к которому, к сожалению, не сохранился.

Но в апреле 1991 года, впервые за 30 лет существования метро, проезд подорожал — теперь он стоил 15 копеек. Часть турникетов переделали под прием монеты в 15 копеек, часть под прием трех монет по 5 копеек. Через несколько месяцев цена снова выросла, на этот раз до 30 копеек, а потом и до 50. Переделывать турникеты каждый раз под новую стоимость было затруднительно, поэтому снова вернулись бумажные билеты, а вместе с ними и очереди в метро.

Вот тогда и пришло время жетонов. Первые жетоны киевского метрополитена ввели в обращение 1 октября 1992 года. Они были металлическими.

Жетон киевского метрополитена 1995 года. Фото — icoins.

Жетон киевского метрополитена 1995 года. Фото — icoins.

Идея заключалась в том, что как бы ни менялась цена проезда, изменять нужно было только стоимость жетонов, сами они оставались прежними, а турникеты не нужно было переоборудовать снова и снова. Но люди решили обхитрить систему и скупали жетоны в больших количествах заранее. В результате образовалась нехватка жетонов. 

Летом 1993 года жетоны заменили на более маленькие, но тоже металлические, а еще через год появились первые пластиковые. Они были синего цвета и распознавались турникетом не на основе веса, а с помощью фотоэлементов по содержащемуся в них люминофору. 

Синие жетоны были в обращении до марта 2000 года, тогда их заменили на жетоны зеленого цвета. Но в 2008 их вернули обратно. После чего синие еще несколько раз менялись с зелеными — в 2015, 2017 и в 2018 годах.

Жетоны разных лет. Фото — Wikipedia.

Жетоны разных лет. Фото — Wikipedia.

Кстати, помимо синих и зеленых жетонов у коллекционеров сохранились жетоны других цветов. Среди них красные, коричневые, серые, белые и даже черные. 

Красные жетоны. Фото — Мир метро.

Красные жетоны. Фото — Мир метро.

Красные жетоны могли появиться в результате ошибки на заводе в Харькове, где кроме киевских изготавливали еще и красные жетоны для харьковского метро. А вот по поводу происхождения остальных цветов пока нет единого мнения — это могли быть как пробники, так и обычная подделка.

Превью — УНИАН.

Комментарии