11 октября 2018

В Одесском художественном прочтут курс лекций об украинских художниках советского времени

Курс из шести лекций начинается уже в эту субботу, и для большинства слушателей он принесет немало настоящих открытий.

К выставке «Спецфонд: Репрессированное искусство» в ОХМ подготовили образовательную программу, состоящую из шести лекций, авторы которых — историки искусства, искусствоведы — расскажут о художниках советского периода, особенностях арт-среды и искусства той поры. И о том, как создавался сам Спецфонд.

Image Title
Image Title
Image Title

Выставка “Спецфонд: Репрессированное искуство” работает в ОХМ до середины ноября

«Подготовили для вас (и для себя, не будем самообманываться) образовательную программу к выставке «Спецфонд: Репрессированное искусство». Программа получилась (а в этом месте не будем скромничать) прямо круче не бывает! Лучшие спикеры со всей Украины приедут делиться своими знаниями с одесситами. Дело за малым — регистрируйтесь скорее, приглашайте друзей и приходите!», — советуют в музее.

Лекции пройдут в Одесском художественном музее 13, 14, 20, 21 и 27 октября, на них нужно регистрироваться. Программа:

13 октября, 14:00. Спецфонд: 1937–1939. История создания.

Лекция историка искусства Оксаны Баршиновой. «Раскроем детективную историю бытования спецфонда на протяжении 50 лет — поговорим о механизмах отнесения тех или иных произведений искусства к спецфонду, о том, как его эвакуировали в годы Второй мировой, как работы из спецфонда разыскивали по всей Европе после войны и, наконец, о том, как исследователям удалось «прорваться» к запрещенным некогда работам и познакомить с ними весь мир».

14 октября, 14:00. Круг Экстер: Богомазов, Петрицкий и другие

Оксана Баршинова расскажет о художниках круга Александры Экстер, художницы-авангардистки, дизайнера, графика, художницы театра и кино, одной из основоположниц стиля «ар-деко». Среди этих художников — повлиявшие на развитие украинского искусства Александр Богомазов (с которым Экстер тесно сотрудничала в выставках группы «Звено» в 1908 году и «Кольцо» в 1914 году), Давид Бурлюк, Анатолий Петрицкий, Вадим Меллер и многие другие.

20 октября, 12:00. Бойчук и бойчукисты

Ведущий — искусствовед Ярослав Кравченко.

«Лекция «Бойчук и бойчукисты» посвящена киевскому периоду (1917-1937) творчества Михаила Бойчука — выдающегося украинского художника-монументалиста, реставратора иконописи, педагога и теоретика искусства, основателя «бойчукизма» — украинской школы монументальной живописи, которая базировалась на традициях византийского и древнеукраинского искусства — одного из самых ярких явлений расстрелянного Возрождения, ведущие представители которого (Михаил Бойчук, София Налепинська-Бойчук, Иван Падалка, Василий Седляр, Николай Касперович) были репрессированы и физически уничтожены сталинским режимом «героического» 1937 года».

20 октября, 14:00. Почему важно сохранять наследие соцреализма

Ведущая — искусствовед Евгения Моляр.

«Искусство советской эпохи часто обобщенно называют соцреализмом, хотя на самом деле это одна из составляющих художественного процесса 1920-1980-х годов, как авангард, или строгий стиль, или нонконформизм. Сегодня более подробно изучается именно неофициальное искусство, а соцреализм отчасти стигматизуеться как государственный заказ и пропаганда. Начася же осмысления советского миcтецтва как составляющей глобального модернистского дискурса».

21 октября, 14:00. Бойчук: парижский период

Ярослав Кравченко:

«Темой этой встречи станет Парижская школа (1907-1917) Михаила Бойчука. Основанный на Осеннем салоне 1909 года в красочном венке европейского авангарда, неовизантизм с течением времени превратился в школу украинского монументализма, именуемую бойчукизм».

27 октября, 14:00. Украинские художники в водовороте тоталитаризма

Ведущая — искусствовед Дарина Якимова.
«1920-е годы – время радикального переосмысления искусства, его функции, значения и понимания. Художники с большим энтузиазмом откликнулись на новые идеологические вызовы и конструировали новый пролетарский мир, оформляли быт и жизнь нового «советского человека».

В это время появляется первый украинский небоскреб (харьковский Госпром), строятся соцгородки, а в Киевском художественном институте открывают новый факультет Формально-технических дисциплин (ФОРТЕХ), на котором преподают самые прогрессивные художники.

Но очень скоро многочисленные газеты и журналы, стали рупорами партийной пропаганды.

В 1930-х годах начался настоящий террор против современного искусства. Многие талантливые художники стали жерствами травли и репрессий, а их произведения были уничтожены или на долгие годы запрещены. 1930-е годы — время «расстрелянного возрождения», время культурной руины».

Комментарии