14 декабря 2017

Комьюнити: одесситы ездят на электромобилях

Владельцы электромобилей рассказали Маяку, где они заряжают машины и сколько тратят на электроэнергию.  Вячеслав Грубый, ездит на Nissan Leaf: Однажды мой знакомый Сергей Вельчев рассказал о своей идее: купить «Запорожец», переделать его в электрокар и поехать на марафон Киев-Монте-Карло. За очень короткий срок он реализовал эту идею, и мы отправились в путешествие. Моей задачей было снимать с коптера всё, что там происходит, и быть в команде сопровождающих: я ехал сзади на бусе.
Тогда я впервые увидел электрокар Nissan Leaf — на нем приехали киевские участники. К его внешности у меня были вопросы, вроде бы не самая красивая машина.
На обратном пути нам пришлось оставить «Запорожец» в Монте-Карло и ехать назад на моем бусе. Через какое-то время Сергею нужно было забрать автомобиль назад, и он предложил поменяться: отдал мне свой Nissan Leaf и взял мой бус, потому что к нему можно было присоединить прицеп. Я катался на этом электромобиле четыре дня. Дома у меня еще ничего не было оборудовано, поэтому я заряжал машину на разных заправках в городе. Сначала это были рестораны «Компот» и «Тавернетта». Одного заряда мне всегда хватало на два дня. Летом прошлого года я решил, что хочу такой автомобиль. Тогда у меня не было возможности приобрести его сразу, поэтому пришлось покупать автомобиль в лизинг у юрлица. После первого же года у меня появилась возможность выкупить машину. Я езжу на ней уже больше года.
Если летом не пользоваться кондиционером, заряда батареи хватает где-то на 165 км. Если включать кондиционер — в среднем 130 км. В зимнее время цифры совсем другие, потому что включается печка. Зимой на одном заряде можно проехать максимум 90-100 км. Сейчас мой пробег составляет где-то 40 тысяч км.
Две самые крупные компании по заправке электромобилей — это AutoEnterprise и ТОКА. У них разные условия: на AutoEnterprise идет поминутная оплата: 1 гривна за минуту. ТОКА считает по киловаттам: 4,85 гривны за 1 кВт⋅ч. Полностью зарядить автомобиль — это 24 кВт·час. Этого в среднем хватает на 100 км. Самый оптимальный вариант — заряжать машину дома. У меня частный дом, и я вывел от счетчика отдельную розетку на улицу. Полная зарядка занимает где-то 5,5 часов. Иногда я подзаряжаюсь в городе — в Одессе уже больше 60 зарядных станций. Я всегда приезжаю домой после 22:00, поэтому заряжаюсь по самому низкому ночному тарифу. В автомобиле есть возможность выставлять таймер: он может автоматически включаться и выключаться в определенное время. Я включаю машину в розетку где-то к 23:00, и к 05:00 автомобиль уже полностью заряжен. Когда автомобиль стоит на зарядке, можно выставить таймер так называемого климат-контроля: если я знаю, что буду выезжать в 09:00, я ставлю таймер где-то на 08:30. Машина сама включается и прогревается от розетки, поэтому я сажусь в полностью прогретый автомобиль без расхода заряда.
На заправках, которые стоят по городу, машина заряжается в два раза быстрее, чем дома. На полную зарядку уходит где-то три часа. Часа зарядки хватает приблизительно на 30 км. Я обычно заряжаю машину в городе не больше часа — за это время можно пойти пообедать. Бывает, что идешь в кино и оставляешь автомобиль на два часа.
Зарядные станции есть во всех крупных торговых центрах, возле нескольких кафе, у Политеха на проспекте Шевченко. Я пользуюсь приложением Plug Share, которое показывает все зарядные станции. Там указано, кому принадлежит заправка, какие условия и тарифы. Если мне не хватает заряда, я смотрю в приложении, куда мне ближе всего ехать. Удобно, что там видно, свободна ли зарядка. В основном, все зарядки по городу платные. У компании ТОКА они сначала были бесплатными, а потом стали платными, когда они наладили работу и ПО. Есть пакеты, куда можно кинуть на счет сумму от 3000 гривен и получить скидку. У AutoEnterprise при покупке электромобиля можно заплатить на пару тысяч долларов больше, но бесплатно заряжаться на их заправках. Я этим не пользовался, так как решил, что буду заряжаться дома.
Когда я ездил на бусе, тратил на бензин 5500-6000 гривен в месяц. Сейчас на зарядку машины у меня уходит в среднем 500-600 гривен при условии, что я проезжаю не меньше 100 км в день.
Думаю, года за три моя машина точно окупится. Изначально ты платишь больше, потому что Nissan Leaf можно сравнить с автомобилем Nissan Tiida, которая раза в два дешевле. У меня не было такого, чтобы машина разрядилась посреди дороги. Но однажды был случай, когда аккумулятор сел до режима «черепашки». Это когда заряда остается на 5-8 км и машина перестает быть такой резкой и быстрой. Но ты понимаешь, что домой доедешь. Я не выезжал на электромобиле никуда дальше Затоки и Южного. Если ехать в Затоку, одной зарядки хватает на путь туда и обратно. Можно пытаться ехать дальше и заряжаться по дороге, но я не эксперементирую. Если мне нужно ехать на дальнее расстояние, я меняюсь машинами с кем-то в семье. Nissan Leaf — это чисто городской автомобиль. Нас не уважают водители машин с ДВС и закрывают доступ к зарядным устройствам. Они не смотрят, что это заправка для электрокара, и нагло ставят там свою машину. Обычно заправки для электромобилей расположены ближе ко входу в здание — это самое “сладкое” место. Если бы на законодательном уровне место для зарядки электрокара приравняли к паркоместу для инвалида, мы могли бы ожидать какой-то реакции со стороны полиции. А пока мы боремся с этим по-разному: можем просто перекрыть выезд и протянуть шнур, чтобы человек понял, что он поступил неправильно.
У одесских владельцев электромобилей есть группа в Вайбере — там около 300 человек. Мы никогда не виделись, хотя скоро собираемся организовать слёт. В чате мы обсуждаем разные вопросы. Например, недавно я приехал на СТО и не понимал, как сделать нейтральную передачу. Я сразу написал в Вайбер и получил ответ.
Ольга Рогачевская, ездит на Tesla Model S: Я езжу на электромобиле уже около двух лет. У меня был один из первых автомобилей Tesla, привезенных в Одессу. Сейчас у нас в городе 10-12 таких машин. Я до сих пор ловлю на себе взгляды пешеходов и других водителей. Для людей Tesla — это еще что-то футуристическое, совершенно далекое от их реальности. Бывало такое, что я стою на светофоре, а другой водитель опускает стекло и спрашивает: «А какой у этой машины объем двигателя?» Два года назад в городе практически не было зарядных станций. Я решила установить зарядную станцию на паркинге своего дома. Начальник ОСМД смотрел на меня с широко открытыми глазами, не понимая, чего я от него хочу. Во дворе всё же установили зарядку буквально на 220 В.
Я заряжаю автомобиль на паркинге каждую ночь. Приезжаю с работы, подключаю его к розетке, и к утру у меня всегда полный заряд. Мне выставляют ежемесячный счет за электроэнергию по счетчику, к которому подключена моя зарядная станция. Выходит около 350 гривен.
Однажды я провела эксперимент: каждый день ездила на работу и по делам в пределах города и при этом не оставляла автомобиль заряжаться. Заряда Tesla хватило на пять рабочих дней в нормальном городском режиме. Выходит около 400 километров. Я называю людей, которые водят электромобили, инакомыслящими. Они всё равно какие-то другие: чуть более решительные, смелые, внимательные к окружающему миру, чувствительные к инновациям.
Когда у тебя просто крутая иномарка, ты думаешь: «У вас такой нет, и хорошо». А с Tesla наоборот — всё время хочется делиться. Мне постоянно хочется, чтобы кто-то на ней поездил, разделил со мной эту радость, чтобы у другого человека тоже была такая машина.
В Одессе стало намного больше мест для зарядки электромобиля, я уже давно не испытываю дефицита. Но для автомобилей Tesla, в отличие от Nissan Leaf, нужны более мощные электрозаправки. Единственная в городе фирменная зарядка Tesla стоит возле бизнес-центра «Адмиральский». Можно заряжаться и на других заправках, но это будет чуть медленее, и для Tesla нужен переходник.
Зарядка в городе обычно происходит так: приезжаешь в офисный центр или пообедать, вспоминаешь, где есть заправка, и заряжаешь машину ровно столько, сколько проводишь там времени. Как правило, такой подзарядки хватает на 30-40 км.
У меня был не самый удачный опыт поездки за город. Но это было давно — думаю, сейчас всё иначе. Первые электрозаправки появились в одной из сетей АЗС, но там всё было очень долго и люди сами не были готовы: совершенно не понимали, как с ней работать. Мой сотрудник ездил на Tesla в Киев. Опыт тоже был не из самых лучших — ехать пришлось целую ночь за счет того, что он заряжался по пути и не адаптировался к езде. Если ехать неправильно, запас хода снижается. Автомобиль обычно показывает на экране, какая манера езды лучше всего подойдет, чтобы проехать максимальное расстояние.
У меня бывают казусные ситуации, когда приходится ехать на бензиновом автомобиле. Я забываю кошелек, забываю заправлять машину — несколько раз так останавливалась посреди дороги. Очень быстро привыкаешь к тому, что не нужно заправляться и тратить деньги на бензин.
Люди, у которых нет электромобиля, думают, что главные причины покупки такой машины – это экология, экономия топлива. Это не так. Среди всех моих знакомых никто не покупал электромобиль ради того, чтобы сэкономить на бензине. Особенно это касается Tesla — автомобиль достаточно дорогой. Экономия — это очень приятный бонус, круто, когда ты еще и не тратишься на бензин. Но основные мотивы, на мой взгляд, иные. Быть другим и ощутить себя иначе. Валерий Ветров, региональный руководитель сети зарядных станций ТОКА: Проблема №1 — это водители, которые паркуются на местах зарядки электромобилей. Мы максимально используем опыт западных стран. Начинаем с цивилизованных методов: обозначаем парковочное место, устанавливаем специальный знак и наносим дорожную разметку. Используем всевозможные надписи с человеческим посылом. Например, «Пожалуйста, не паркуйтесь здесь. Это место для электромобиля». Нецивилизованный метод, который используют уже наши клиенты, это обклейка бензиновых и дизельных машин желтым скотчем с надписями о неправильной парковке. Владельцы электромобилей также могут блокировать эти машины, стоящие на парковке. Обычно люди говорят: «Я на пять минут, сейчас вернусь» и пропадают на полдня. Я люблю использовать цивилизованный, культурный метод. Дожидаюсь человека возле одной из наших станций и говорю ему: «Представьте себе, что вы уже заплатили за бензин и приехали его получить. Вы видите его, но вам не дают к нему подъехать. Какие ваши ощущения?» Обычно люди впадают в ступор. Половина извиняется, половина всё еще продолжает хамить и угрожать.
Мы стараемся вести переговоры с городом, написали письмо в Кабмин о том, что нужно ввести дорожный знак парковки электромобиля. Тогда мы могли бы привлекать полицию, а это бы простимулировало людей не нарушать правила. Сейчас на законодательном уровне такого знака не существует.
Недавно была идея поехать и заблокировать электромобилями бензиновые АЗС, но потом перевесило мнение, что виноваты не заправки, а конкретные владельцы машин. К тому же, это противоправные действия.
Комментарии

  • Сергей Куликов :

    >> Там указано, кому принадлежит заправка, какие условия и тарифы.
    >> Удобно, что там видно, свободна ли зарядка.

    Нет там такого! Если бы было, то было бы замечательно, так приходится устанавливать приложения: “AE Charging Point” и “TOKA”