Градсовет при муниципальном управлении архитектуры утвердил предпроектный план реконструкции Лунного парка. Справа и слева от Потемкинской лестницы будут разбиты два новых парка – Стамбульский и Греческий. Проектанты последнего – Ната Головченко и Анатолий Ексарев, Dekart Studio. Подрядчик работ – строительная компания «Гефест». Противооползневые работы и благоустройство парка планируется завершить в следующем году. Несколько террас парка вместят фонтаны, рыбный ресторан, кафе и сувенирные лавки.
Авторы проекта вдохновились каскадами и регулярным парком итальянской виллы д’Эсте. Поэтому под Колоннадой Боффо появится барочная стилизация фонтана Нептуна, украшенная статуями Деметры и Тритона. Ниже главного фонтана вода будет бить из полусотни львиных маскаронов. У основания склона планируется разбить пруд, обрамлённый бюстами античных философов и руинами тивольской виллы Адриана. Архитектурная критика в Одессе атрофировалась из-за «цеховой солидарности» и нежелания ссориться с крупным застройщиком города. Маяк собрал несколько внешних мнений архитекторов и ландшафтных дизайнеров о новом одесском парадизе c xэштегом luxury. Хосе Матеус. Архитектор, ARX Portugal Arquitectos. Глава союза Architekturtriennale Lissabon. Последние двадцать лет я наблюдаю, как Восточная Европа увлечена исторической эклектикой. Новые режимы и новые деньги ищут собственную легитимность в архитектурных заимствованиях. Яркий пример этого сейчас происходит в Скопье: пришедшие к власти македонские националисты решили превратить город в столицу Александра Великого.
Скопье было заново отстроено после страшного землетрясения 1963 года международной группой архитекторов. Сегодня в Македонии интернациональный стиль Кендзо Тангэ приравнен к пережитку коммунизма. Модернистские здания обшиваются ордерными деталями. Бюджет “Skopje-2014” небольшой, маленькая югославская республика нищая, поэтому используются дешевые материалы. Отчего всё это больше напоминает бутафорию к американским пеплумам.
В сентябре этого года я принимал участие в воркшопе The Future of Odessa: Urban Planners и убедился, что ваш город имеет прекрасные примеры подлинного классицизма. Нельзя врываться в цельный и обособленный ансамбль Воронцовского дворца новой эклектикой. Это очень сомнительный проект. Максим Васалатий. Архитектор, Urban Inst. Одесса. Для начала, немного очевидного. Воронцовский дворец – это уникальный для нашего города архитектурный памятник, построенный Францем Боффо в двадцатых годах XIX века. В этом ансамбле доминирующую роль отведена Колоннаде. Она балансирует целостность всей композиции и отлично читается с моря. И, наверное, является самой выгодной из смотровых площадок в городе.
В предоставленных рэндерах видно, как Колоннада теряет в объеме рядом с предполагаемыми объектами. Из-за чрезмерных габаритов и форм новый ансамбль будет нарушать целостность композиции историко-архитектурного ансамбля Боффо. Не видно самой Колоннады, которая попросту остается вне зоны видимости, теряется целостность её образа.
Чрезмерная вычурность элементов не подчеркивает изящный ампир Воронцовского дворца, а скорее, наоборот опошляет его. Вряд ли стоит говорить, что реализация этого проекта поставит крест на получении охранного статуса UNESCO для исторического центра. Или стоит? Тарас Кайдан, редактор урбанистического журнала Хмарочос, Киев. В XXI веке проектировать и строить из современных материалов здания или общественные пространства «под старину» – попросту дурной тон. С одной стороны, не будет реализована идея нового исторического памятника. Сразу заметно, что это новодел. Никакой культурной ценности этот «оммаж» нести не будет.
С другой стороны, в Одессе много настоящих шедевров архитектуры стоят в совершенно жутком состоянии и ждут, когда на их реставрацию выделят средства. Поэтому, иначе как ханжеством и неуважением к городу реализацию «Греческого парка» назвать нельзя.
Визуализация Dekart Studio