05 апреля 2017

Как это работает: сотрудник анатомического музея

Часто у тех, кто впервые выходит отсюда после экскурсии, нет ни вопросов, ни комментариев: увиденное должно «улечься» в сознании. органы Один из самых необычных в Одессе, музей кафедры анатомии человека* Одесского Национального медицинского университета, без перерыва работает уже более 100 лет. При этом его экспонаты (препараты) — относятся не только к Homo sapiens. О музее и его особенностях нам рассказала ассистент кафедры Наталья Антонова: она часто проводит экскурсии и выполняет функции смотрителя музея. Анатомический музей (17)

Исторический зал музея. Открыт более века назад, многие препараты в нем – того же периода

О музее

Наш музей не совсем традиционный — это часть кафедры и университета. Университет был открыт 1 сентября 1900 года, а музей основан в 1902, его создал первый завкафедрой анатомии человека, Николай Александрович Батуев, ученик известного анатома, профессора Грубера.
Музей с самого начала создавался в этом здании. Его проектировали и строили именно как анатомический корпус, с учетом всей специфики. У многих посетителей возникает четкое ощущение — это «Храм науки».
Здесь была уникальная система вентиляции и водоотведения, которая еще частично сохранилась. До сих пор кое-где есть еще первые батареи отопления. Были специальные лифты, поднимавшие трупный материал из подвала в залы. В залах все – для занятий этой наукой. На тот момент все делалось по последнему слову техники, и оснащение здания до сих пор не потеряло актуальность, хоть многое уже нуждается в реставрации и ремонте. Со временем здесь разве что меняли стекла, замки в дверях. Банки для препаратов из богемского стекла тоже были заказаны еще тогда. Музей при университете работал всегда без перерыва, даже во время оккупации. Университет во время войны выпускал врачей, которые помогали в том числе партизанам в катакомбах, подпольщикам. Однако из-за того, что университет не приостановил свою работу в то время, после войны с него сняли звание государственного. органы

О коллекции

Такой коллекции анатомических препаратов больше нет нигде на территории бывшего СССР. Похожие музеи есть только в Вене и в Британском медицинском колледже. При этом у нас были туристы, посетившие Венский музей анатомии, – они говорили, что у нас даже лучше, коллекция богаче. Коллекция нашего музея насчитывает около 2 тысяч единиц хранения, и сейчас мы находимся в историческом зале музея на втором этаже, а на первом этаже есть еще два учебных зала — там занимаются студенты. Здесь богатый материал для исследования, и когда прикасаешься к этому, начинаешь изучать — просто дух захватывает. органы

О работе в музее

Тут все существует благодаря энтузиазму сотрудников кафедры: все препараты были собраны, реставрируются и сохраняются только благодаря им. Когда-то в штате музея был смотритель, да и лаборанты, которые поддерживали коллекцию, пополняли ее. Теперь этого нет, все – нашими силами. Сейчас мы, сотрудники кафедры, сами следим за состоянием коллекции. Нужно знать, на что обращать внимание. Например, необходимо доливать формалин (на самом деле это сложный раствор, в основе которого – спирто-формалиновая смесь) в банки с препаратами, это делается по мере необходимости. органы

О редких экспонатах: не только люди

Музей представляет не только научную, но и историческую ценность. Вот, например, тогда использовались «пироговские срезы»: по методу Н.И. Пирогова тело замораживалось и делались послойные срезы. Этим достигается тот же эффект, что в наши дни — с помощью компьютерной томографии. Метод очень помогал анатомам, хирургам изучать взаимное расположение органов. И эти срезы в музее сохранились, вот они.
У университета до революции было очень хорошее финансирование со стороны меценатов, что позволяло даже отправлять археологические экспедиции. В результате у нас есть привезенные из экспедиций в Египет пять голов мумий, а также фрагменты конечностей. Туристы из Израиля говорили, что у них в музее одного госпиталя есть пара фрагментов мумий, – так к ним приставлена вооруженная охрана. У нас, к слову, музей расположен внутри университета и тоже надежно охраняется, – в отличие от других одесских музеев (вспомним историю с полотном Караваджо).
Есть у нас подарки моряков Черноморской китобойной флотилии, – то, что привезено со всех концов Земли. И поскольку сейчас охота на китов запрещена, здесь тоже есть уникальные препараты: например, эмбрионы кита, кашалота, китовый ус, глаз кашалота. А также, обратите внимание, поясничный позвонок гренландского кита (ок. 60-70 см в диаметре, – ред.). Или вот наши местные дельфины рода афалина — они попали в рыболовные сети. В результате одной из археологических экспедиций в Сибирь в 1920-х были привезены останки мамонта: клык, резец, тазовая кость, коренные зубы с фрагментом челюсти. Есть препараты ракообразных и других морских обитателей. органы

О студентах — создателях препаратов

В изготовлении препаратов всегда принимали участие наши студенты, потому что так лучше всего изучается анатомия. На многих табличках отмечено, что препарат выполнен студентом таким-то под руководством такого-то преподавателя. Целый ряд препаратов-схем сердечно-сосудистой системы был выполнен студентами. Есть уникальные препараты, выполненные студентом 5 курса Николаем Кохиани в 1910 году. Это был ученик профессора Батуева, который проявил себя как прекрасный анатом и морфолог, еще будучи студентом. Николай Кохиани потом организовал кафедру анатомии в Днепропетровском мединституте, а затем уехал к себе на родину в Тбилиси – и там тоже основал кафедру анатомии. А начиналось все здесь. органы

Об утраченном искусстве

Препараты, если их правильно сделать, могут храниться неограниченное количество времени. В музее есть несколько сухих препаратов, – к сожалению, методика их изготовления утеряна: очевидно, ткани были пропитаны какими-то специальными растворами, секрет которых не сохранился. Они хранятся уже более 100 лет.
Сейчас используют «влажные» методики: препараты хранят в банках, в растворе формалина. В формалине препарат, конечно, может храниться долго, но, видимо, сухие препараты — дольше. Например, мумии — они хранятся тысячелетиями. органы

О «смотрителе музея» и «мистике»

Среди экспонатов есть «смотритель музея»: студенты заметили, что он меняет выражение лица (мимику) вероятно под воздействием каких-то факторов, действующих внутри консервирующего раствора. Может, под воздействием температуры. А сам этот препарат был сделан, чтобы изучать головной мозг, борозды извилин. Со временем было замечено, что он то улыбается, то подмигивает. Такое впечатление, что он реагирует на все — так и получил свое прозвище. Анатомический музей (9)

“Смотритель музея”

Есть один скелет ребенка, который, как мы ему голову не поворачиваем к нам, все равно «отворачивается». Конечно, всему этому есть научное объяснение — перепады температур, влажности. органы

О «загробной жизни» тела

В 2006 году изменилось законодательство, и с тех пор мы вообще не получаем трупный материал: при президенте Ющенко был принят указ о реорганизации паталогоанатомической службы (для борьбы с черными трансплантологами). Под этот указ попали анатомические кафедры медицинских вузов. Поэтому сохраняем то, что есть.
Когда-то все было иначе. В экспозиции музея есть «Скелет туркмена», с ним связана интересная история. Кости его голеней искривлены, а также деформированы кости челюсти, что, вероятно, говорит о заболевании. Он жил в Одессе в начале XX века, и считался так называемым городским сумасшедшим. Тем не менее, этому человеку хватило ума на то, чтобы воспользоваться законом, существовавшим до революции, – о том, что можно завещать свое тело университету и получить за это определенные деньги. Иначе о нем никто бы не знал, а так он – «звезда» коллекции, ведет «активную загробную жизнь», к тому же, видимо, при жизни он получил деньги.
органы

Об экскурсиях

По будним дням обычно приходят экскурсии школьников, а по выходным — клубы выходного дня. Когда я веду экскурсии, рассказываю, «что к чему приводит»: какие анатомические особенности может вызвать то или иное заболевание, быть располагающим фактором. Среди препаратов есть легкие курильщика, и рядом — нормальные легкие. И иногда учителя рассказывают нам о количестве школьников, бросивших курить после экскурсии. А из клубов выходного дня приносят статистику о бросивших курить взрослых.
Людей после экскурсии я спрашиваю: «Вопросы есть?». Чаще вопросов нет — потому что эту информацию надо «переварить». Посетив такой музей, многие по-другому начинают смотреть на разные аспекты своей жизни, включая то, о чем они раньше и не думали.
Экскурсия длится 1 час и 15 минут, но иногда затягивается на 2 часа и более, если вопросы все же начинают задавать. Анатомический музей (26)

Наталья Анатольевна в нижнем, учебном зале музея: слева на фото видны студенты в белых халатах

О реакции людей и знаниях

Часть экскурсантов приходит либо «для галочки» (отметить для себя, что они здесь побывали), либо просто чтобы время провести. А вот другая часть приходит осознанно: это все им очень интересно, они много спрашивают, все им нравится. Они говорят «Мы бы тут у вас и остались». Есть и такая категория, которая вообще это все как-то не воспринимает. Для них наука о теле человека отдельно, а они сами — отдельно. А есть и такие, для которых это все — ужас, табу, и они вообще не понимают, как таким можно заниматься. И я бы не сказала, что это связано с религиозностью.
Я ответственна за музей последние 3 года, а до этого 16 лет работала практикующим врачом, и для себя отметила, что основная масса наших людей медицински неграмотна. Они не знают каких-то элементарных вещей. Ну вот такой яркий случай, чтобы было понятно. Как-то в больницу, где я работала, привезли ребенка месяцев трех, с болями в животе. Беседую с мамой: что случилось? Выяснилось, что мама его накормила килькой в томате. Ее спросили, знает ли она, что ребенка надо кормить молоком? На что она ответила, дословно: «Вы ему живот лечите, а чем кормить — я сама знаю».
Обмороки? Пару раз было, когда лето и душно: тут все-таки некоторые испарения есть. органы *У этого музея официального статуса нет, его обычно называют музеем кафедры анатомии человека. Всего на территории Одесского национального медицинского университета есть 3 музея: тот, о котором мы рассказываем, а также Музей патологической анатомии, и еще официальный Музей истории медицины, в главном корпусе.
Комментарии