mayak

Электронный билет для Одессы: почему без него не обойтись и какие есть варианты

07.09.2016

ЦИМЕС

Электронная система оплаты за проезд становится общепринятой в развитых странах, и здесь мы постараемся объяснить, почему Одессе без нее не обойтись, причем уже в скором времени, а также расскажем о том, какие уже предложены варианты и как идет процесс в других городах.

перебивка

Миллиард для должника 

В конце августа исполком Одесского горсовета утвердил проект муниципальной целевой программы развития электротранспорта на 2016-2018 годы, теперь ее должны утвердить на сессии. Программа очень масштабная и, безусловно, необходимая городу. Объем ее финансирования предлагается на уровне 1,4 млрд гривен, причем около 1 млрд предполагается получить от кредиторов и инвесторов.

Фактически работа по внедрению программы уже началась. В рамках одного из этапов начата реконструкция Тираспольской площади.

Тираспольская ремонт (1)

Коллеги из одесских СМИ выражают обоснованные опасения, что условия кредитования будут достаточно жесткими. Рискнем отметить, что это еще довольно оптимистический взгляд, поскольку в данном анализе не говорится о возможности (а точнее, невозможности) финансового оздоровления структуры одесского электротранспорта, пока она напрямую привязана лишь к городскому бюджету, а это весьма важный отрицательный фактор для любого кредитора либо инвестора.

перебивка

 Математика одесских перевозок

«По итогам работы за 2015 год КП «Одесгорэлектротранс» перевезено 172,2 млн чел. По итогам 2015 года в общем количестве перевезенных пассажиров городским электротранспортом 76,8% занимают льготники. Для определения числа льготников используется коэффициент, разработанный областным управлением статистки».*

По словам опрошенных нами экспертов, оборот средств в одесском транспорте за год составляет около 1 млрд гривен, половина из которых приходится на «тень». Это обуславливается в первую очередь несовершенными методами подсчета и контроля на маршрутах: перевозчики во многом сами заполняют отчетность по пассажирам, а чиновники лишь проводят (если заинтересованы) выборочные проверки.

Вызывает сомнения и применяющийся уже 20 лет так называемый коэффициент льготных пассажиров к платным, по которому определяют компенсации предприятиям за льготные перевозки. К тому же, комплексных исследований пассажиропотоков на маршрутах не проводилось уже давно.

Основной оборот денег приходится на операторов автобусных маршрутов. Городской электротранспорт, судя по цифрам, остается глубоко дотационным: из 172 млн пассажиров, перевезенных в прошлом году, почти 77% составили льготники. Выходит, ежедневно из 470 тыс. людей (в среднем) — 350 тыс. ездили бесплатно.

При этом, по данным департамента труда и социальной политики горсовета, на 1 августа 2015 года в Одессе было официально зарегистрировано 244 тыс пенсионеров. То есть, муниципальный транспорт перевозит в день более чем 100% пенсионеров города (конечно, есть и другие льготники). 

Поэтому из городского бюджета приходится каждый год дотировать КП «Одесгорэлектротранс» на десятки миллионов гривен.

FIS_3205

Первый частично-низкопольный трамвай был запущен в начале этого года; таких вагонов (да и вообще — новых) очень не хватает городу.

Внедрение электронного билета даст самое главное – точные цифры. В КП «ОГЭТ» отметили, что внедрение системы безналичной оплаты позволит контролировать каждую гривну.

«Средняя зарплата водителя трамвая составляет – 5384 грн, троллейбуса – 6272 грн. Заработная плата  кондуктора… в среднем  составляет  — 2616 грн».*

Суммы небольшие, учитывая ответственность и нелегкие условия работы.

перебивка

Основные проекты Е-билета для Одессы

Об электронном билете заговорили еще при каденции Эдуарда Гурвица. При Костусеве «безналичную систему оплаты» даже внесли в муниципальную программу развития электротранспорта на 2011-2015 годы. Правда, средства на нее так и не выделили.

В конце прошлого года Геннадий Труханов создал рабочую группу по реализации проекта электронного билета в общественном транспорте. В группу вошли главы профильных департаментов, директора КП и депутаты.

Сейчас на рассмотрении группы находится около шести проектов. Основным является проект компании «Герц Украина» под названием СОПОТО («Система оплаты проезда в общественном транспорте Одессы»). Собственно, компания готова проинвестировать 5 млн долларов, о чем рассказал, 15 июля, в ходе заседания депутатской комиссии глава рабочей группы и заместитель мэра Павел Вугельман.

Вице-мэр, явно симпатизирующий проекту «Герца», предложил создать новое коммунальное предприятия под проект и внести в его уставный фонд имущество КП «ОГЭТ», мотивируя тем, что инвестору нужны гарантии, а срок окупаемости — целых шесть лет. Интересно, что КП «ОГЭТ» вскоре должно взять кредит в банке на 100 млн гривен для покупки трамваев, предложив свое имущество под залог. Вносить при этом имущество в уставной фонд нового предприятия – не лучшая идея.

Трамвай Аркадия Тудой-Сюдой (6)

Отметим, что общая сумма реализации «СОПОТО» составляет почти 242 млн гривен, с учетом масштабируемости е-билета на маршрутки. Покупку оборудования (валидаторов, бортового компьютера и др.) на каждую маршрутку должны обеспечить сами операторы перевозок.

Если же электронный билет внедрят лишь на коммунальном транспорте, о чем в комментарии нам рассказал Павел Вугельман, то «Герцу» понадобится либо продлить срок окупаемости, либо увеличить процент комиссии с выручки за проезд.

Правда, недавно директор департамента транспорта Александр Илько заявил, что электронный билет планируется внедрить и в маршрутных такси, просчитыванием техзадания для этого сейчас занимается фирма «Экономинформ». Эта компания также предложила свой проект по внедрению е-билета. Сумма инвестиций их проекта – АСКОП («Автоматизированная система контроля и оплаты проезда») — составляет 3,5 млн евро, комиссия от продажи всех билетов планируется на уровне 5%.

Своим главным преимуществом в «Экономинформ» считают акцент на создание автоматизированного диспетчерского центра, который позволит управлять маршрутами в реальном времени и повысить качество услуг.

перебивка

Деньги ЕБРР и городской контроль системы е-билета

Члены рабочей группы критично отнеслись к идее создания общего предприятия. Их можно понять — в прошлом найдутся яркие примеры (можно вспомнить историю с одесским аэропортом) того, как доля города в общих уставных фондах постепенно размывалась и в конечном итоге громада теряла имущество. По словам главы депутатской комиссии по вопросам экономической политики Александра Борнякова, система электронного билета должна, безусловно, принадлежать городу, а инвестор может рассчитывать лишь на комиссию. Наиболее приемлемым вариантом депутат считает привлечение в качестве инвестора Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

«Одесса вполне может пойти путем Винницы и Львова, привлекая средства ЕБРР. Эта гарантированные инвестиции на хороших условиях, одно из которых – интеллектуальные права на систему должны принадлежать громаде. Офис ЕБРР жестко контролирует качество и сроки реализации того или иного проекта», — рассказал Борняков.

Отметим, что мэрия в прошлом году подписала договор с ЕБРР на получение кредита для закупки 45 троллейбусов. В местном бюджете на этот год также заложены значительные средства на замену подвижного состава.

перебивка

Опыт других городов Украины: Винница и Львов

Самыми передовыми городами в Украине по внедрению электронного билета можно назвать Винницу и Львов.

Оба города имеют все шансы полностью запустить систему безналичного расчета в транспорте к 2018. При этом речь идет не только о трамваях и троллейбусах, но и автобусах.

Инвестором проектов выступит ЕБРР. Винница может получить кредитную линию на €8 млн, а Львов – на €10 млн.

Самое главное, что по условиям ЕБРР, системы «электронного обилечивания» должны остаться в собственности города, а значит, не нужно опасаться шантажа со стороны недобросовестного инвестора, с чем сталкивались некоторые европейские города.    

Отметим, что муниципалитет Винницы еще в 2014 создал КП «Винницакартсервис» для реализации проекта «Муниципальная карточка винничанина». Запуск электронного билета — одна из ее составляющих.

Во Львове для популяризации идеи безналичной оплаты проезда запустили сайт.

Трамвай Аркадия Тудой-Сюдой (3)

В экскурсионном трамвае, запущенном в конце нынешнего туристического сезона

Обоим городам удалось заручиться поддержкой ЕБРР благодаря успешному сотрудничеству в прошлом: муниципальные транспортные парки значительно обновились, что позволило уменьшить издержки. Электронный билет – следующий шаг со стороны европейских партнеров в цепочке преобразования транспортного хозяйства Винницы и Львова.

В Киеве, Харькове и ряде других городов также ведется работа по запуску е-билета.

перебивка

Простые дотации из бюджета города или оздоровление? 

В ответе «КП» ОГЭТ на вопрос МАЯКа относительно того, как оздоровить экономику предприятия, помимо технических аспектов (обновление парка, реконструкция путей, контактной сети, тяговых подстанций) говорится и о финансовом аспекте:

«Получать бюджетное финансирование за перевозку льготных пассажиров в полном объеме или отменить льготный проезд с выделением адресной помощи льготным категориям граждан».*

Забегая вперед, можем предположить, какой резонанс среди пожилых одесситов вызовет вопрос монетизации стоимости проезда. Это при том, что в КП уже анонсировали повышение стоимости проезда с 2 до 3 гривен с октября — и то это позволит «выполнить только текущие ремонты и техобслуживание объектов инфраструктуры, в проекте тарифа не заложены расходы на обновление подвижного состава»*.

Но электронный билет и здесь стал бы решением: ведь с его помощью пенсионерам могли бы компенсировать именно столько поездок, сколько они совершили.

В целом можно видеть, что для городского бюджета расходы на муниципальный транспорт уже и так достаточно велики, в любом случае будут больше (субсидий из госбюджета ведь больше не будет, из-за изменений в Бюджетном кодексе страны), и возрастут радикально при реализации программы развития электротранспорта.

Трамвай номер 4 (2)

В такой ситуации выход представляется единственным — финансовая «реформа» муниципального транспорта, при которой тяжесть его содержания для городского бюджета уменьшится, а в перспективе сойдет «на нет». Между тем, всем понятно, что у города есть и другие расходы, не менее важные, чем на перевозку граждан.

Очевидно, что такая реформа невозможна без ликвидации архаичной системы ручного сбора оплаты. Ведь специалисты, с которыми нам удалось поговорить, утверждают, что параллельное существование ручного обилечивания и е-билета возможно только на очень короткий переходный период, иначе е-билет не заработает.

* По информации, предоставленой КП «Одесгорэлектротранс»

Авторы — Михаил Кушнир, Сергей Марин 

Фото Ивана Страхова

На превью: фото валидатора и электронного билета для общественного транспорта Нарвы (Эстония).

Поделиться

возможно, вас заинтересует



Оставить комментарий:





'