mayak

Велоинфраструктура Одессы: пробуксовка вместо радужных перспектив

06.06.2016

ЦИМЕС

В последние годы в умах чиновников в Украине происходит трансформация в вопросах, касающихся «велотранспорта». Муниципалитеты украинских городов стали утверждать велоконцепции, вместо скромного упоминания велосипедов в программах здорового образа жизни, и финансировать обустройство велоинфраструктуры. Нечто подобное происходит и в нашем городе, но со своими особенностями. 

Критическая-масса-14-Одесса-21

29 мая 2016: уже 14-й велопробег «Критическая масса». Одесситы периодически устраивают велопробеги, одна из главных целей которых — развитие велоинфраструктуры города.

Прежде всего отметим, что внедрение велоидей на уровне мэрии происходит не само по себе, а под прессингом неравнодушных к данной теме одесситов.

За давлением велоактивистов на городскую власть стоит простое желание множества людей ездить по городу на двухколесном транспорте без ограничений. Ведь пока более-менее уверенно велосипедисты могут себя чувствовать на Трассе здоровья и в парках. Но эти маршруты годятся для отдыха, а не для обыденных поездок, например на работу.

перебивка

От концепции к рабочей группе

В 2013 после баталий и прений депутаты Одесского горсовета приняли «Концепцию развития молодежного спорта, велосипедного движения и обустройства велосипедной инфраструктуры», рассчитанную на 5 лет. Ключевая роль в ней уделяется организации системы велосипедного движения и созданию велоинфраструктуры в городе.

Наряду с общими формулировками, присущими основополагающим документам, авторы попытались учесть практические наработки концепций, принятых в других городах, а также проанализировали имеющуюся на тот момент нормативную базу в отношении велотранспорта.

Через два года – в мае 2015 – городской голова Одессы создал рабочую группу, которая должна была провести мониторинг проблем велосипедного движения и предложить пути их решения, то есть начать претворять концепцию в жизнь.

Помимо, чиновников в группу вошли представители общественных организаций от велодвижения, которые и настояли на ее создании.

Критическая-масса-11-35

Любителей велосипедов в Одессе вполне достаточно

перебивка

Что успели сделать

В качестве главной велоартерии в городе члены рабочей группы определили транспортное кольцо протяженностью 9 км, в исторической части. Организовывать велодорожки предлагалось за счет тротуаров, ширина которых позволяет оставить достаточно пространства для пешеходов: освободить их от машин и поставить антипарковочные столбики, убрать МАФы и остановочные комплексы на пути движения, перенести светофоры, изменить перекрестки.

По приблизительным оценкам такой проект может обойтись в 100 млн гривен и растянуться на несколько лет (при полной мобилизации городских властей).

13342515_1067207206691610_2009429888_n

Разработчик эскиза Константин Емельянов

Для скорейшего старта проекта велогруппа взялась за самый простой участок кольца: от памятника «Апельсину» на бульваре Жванецкого до улицы Торговой, где лишь нужно нанести разметку и установить знаки. Был разработан соответствующий проект, получены техусловия и согласования, за исключением ответа от городского Управления инженерной защиты, поскольку участок находится на склоне.

Также члены рабочей группы согласовали с профильными органами перенос МАФов и остановочных комплексов на улице Ольгиевской.

В целях эксперимента было предложено нанести разметку на ряде улиц в центре города, с выделением отдельных велодорожек на дорогах. По задумке авторов, это помогло бы оптимизировать транспортные потоки, а также избавиться от хаотичной парковки.

В департаменте транспорта идею частично поддержали, утвердив схемы обустройства однополосных велодорожек на улицах Екатериненской и Ришельевской.

13340698_1067209793358018_1923911026_o

Предполагаемая схема на улице Ришельевской

Правда, к нанесению разметки никто так и не приступил. Тем не менее, некоторое время казалось, что процесс создания велоинфраструктуры хоть медленно, но идет.

перебивка

«Крах» или «отступление»?

Однако уже в этом году стало ясно, что надежды велоактивистов на понимание со стороны городского руководства слишком радужны. В середине мая один из разработчиков концепции развития велоинфраструктуры города Александр Прохоров (ОО «ВелоВектор») написал о крахе надежд и разочаровании в «велопрогрессе».

Так, он отметил, что после десяти месяцев деятельности, 1 апреля этого года, рабочая группа была расформирована, а уже начатые работы по обустройству велодорожек, в частности, на Трассе здоровья, делаются вовсе не на том уровне качества, как обещали ранее в мэрии.

Действительно, после расформирования рабочей группы ее вопросами начала заведовать комиссия по оптимизации дорожного движения, парковки и дорожной инфраструктуры. Показательно, что представителей велодвижения в комиссии не оказалось.

Отметим, что по некоторым причинам одесская велообщественность уже некоторое время является гораздо менее консолидированной, чем пару лет назад, и этот процесс разделения «удивительно» совпал по времени с откатом в реализации велоинфраструктурных проектов.

Велопатруль-Полиция-1

Особые условия: с учетом особенностей курортной зоны в Одессе создали велопатруль полиции

Все же, вероятно, нельзя говорить о полном крахе идей велоактивистов, как и о том, что ездить по городу на велосипеде невозможно. Так, сопредседатель велогруппы Сергей Дубенко, во второй половине мая начавший личный эксперимент (стал ездить на работу в горсовет и обратно домой на велосипеде), считает, что так передвигаться вполне можно, если не торопиться, соблюдать правила движения и элементарно быть осторожным. Тем не менее, специалист отмечает, что можно было бы принять меры, не требующие особых затрат со стороны мэрии, например, нанести разметку для велопереходов улицы рядом с обычными пешеходными переходами.

Кроме того, Сергей Дубенко указывает на опасность угона двухколесного транспорта в Одессе — «Самая большая проблема лично для меня – стремно велик где-либо оставлять. Когда заезжаю в горсовет – затаскиваю, перекидывая через турникет. В офис в центре – тоже завожу внутрь».

В комментарии МАЯКу Сергей Дубенко отметил:

«Рабочая группа сделала все от нее зависящее. Мы подготовили необходимые рекомендации. Далее их нужно только внедрять».

перебивка

Велосотка-2016-23

Одно из главных велособытий года — легендарная «Сотка»

Так или иначе, в свете произошедшего замедления «велопрогресса» можно говорить не о крахе, а о некоторой потере позиций велоактивистов в Одессе. Очевидно, что тем, кто хочет продолжения развития велоинфраструктуры, придется усилить давление на городскую власть для выполнения ранее составленных программных документов. В частности, следует обратить внимание на целевое освоение 10 млн грн, заложенных в бюджет развития на обустройство велодорожек.

Конечно, нельзя сказать, что без велодорожек и другой инфраструктуры по Одессе ездить нельзя. Можно, и многие так и ездят. Но велосипедисты уверены — дороги Одессы созданы для машин, поэтому и автовладельцы не считают велосипедистов равными себе. Отсюда и опасность для велосипедистов.

В итоге отметим, что борьба одесских велосипедистов за право перемещаться на удобном для них транспорте удобными и безопасными маршрутами продолжается. На данном этапе она терпит определенные неудачи, которые, скорее всего, могут быть преодолены при наличии общей позиции и целенаправленных объединенных усилий.

Сергей Марин, Иван Страхов.

Фото Ивана Страхова

И экстрим, и ретро: велосипед в городе — уже нечто большее. чем транспорт

Поделиться

возможно, вас заинтересует



Оставить комментарий:





'