Фото — gCaptain.
По словам Эрдогана, сейчас количество кораблей, которые проходят через Босфор, ежегодно составляет около 45 тысяч, а к 2050 году эта цифра увеличится до 78 тысяч. Кроме того, заявил министр транспорта и инфраструктуры Турции Адиль Караисмаилоглу, из-за острых поворотов, сильного течения и плотного городского морского транспорта в Стамбуле движение по каналу опасно. Новый же канал «Стамбул» обещают сделать в 13 раз безопаснее.
Длина канала составит 45 километров, глубина — почти 21 метр, ширина — 275 метров. Он будет проходить через западные окраины Стамбула, на нем воздвигнут шесть мостов. «Стамбул» станет вторым выходом в Средиземное море для черноморских государств. Он сможет пропускать в среднем 160 судов, в это время у Босфора — 125 кораблей. Стоимость проекта составит от 9,3 до 14,6 миллиардов долларов. План строительства приняли в апреле 2021 года, завершение ожидается в 2028 году.
Фото — Daily Sabah.
По мнению критиков проекта, новый канал может негативно отразится на экологической обстановке обоих морей: в Черном — меньше соленость и больше разнообразие, чем в Мраморном. Высока вероятность гибели морских животных в Черноморском регионе. Кроме того пострадают хранилища пресной воды Стамбула.
Против строительства высказались до 80% населения, также не поддерживают проект мэр Стамбула Еркем Имамоглу. А в апреле 2021 года свыше ста турецких военных подписали открытое письмо, в котором утверждают, что «Стамбул» угрожает международному статусу проливов Босфор и Дарданеллы, которые регулируются Конвенцией Монтре.
Ранее Эрдоган заявил, что действие Конвенции не распространится на «Стамбул». В таком случае упадет морская торговля в Черном Море, поскольку коммерческие суда откажутся пользоваться «Стамбулом» из-за невыгодности. Более того, возрастет количество военных кораблей в регионе и может отразится на политике с РФ.