Таина Федосеева
31 мая 2019

C начала мая во время восхождения на Эверест погибли 11 человек. Почему это произошло

Покорение высшей точки Земли связано со многими трудностями, но одна из них на первый взгляд никак не ассоциируется с альпинизмом — это огромная очередь на вершину. И именно из-за долгого ожидания в очереди гибнут люди. Почему так происходит, мы узнали у директора альпклуба «Одесса», заслуженного мастера спорта Мстислава Горбенко.

«В 1990 году я был в составе международной экспедиции, объединивший альпинистов из СССР, США и Китая. Это была уникальная экспедиция, попавшая в книгу рекордов Гиннесса как самое успешное в истории восхождение на Эверест. Так я стал третьим украинцем и первым одесситом, взошедшим на Эверест. А в 1999 году я занимал должность старшего тренера Национальной экспедиции Украины, это была первая подобная экспедиция на Эверест.

Мстислав Горбенко — пятый справа. Фото — 4sport.ua

Мстислав Горбенко — пятый справа. Фото — 4sport.ua

Надо проводить границу между спортивными восхождениями и коммерческими. Во время спортивных альпинист надеется только на себя, сам прокладывает маршрут, сам несет свой груз и сам ответственен за свою жизнь.

А коммерческие восхождения на Эверест, как очень точно заметил гуру современного альпинизма Райнхольд Месснер, — это не альпинизм, а просто туризм. Любой более-менее здоровый человек, имеющий большие деньги — от пятидесяти до ста тысяч долларов — может нанять портеров-носильщиков, купить невероятное количество кислородных баллонов для допинга и пойти. Для этого не нужна какая-либо особенная подготовка. Конечно, он свои ноги он должен переставлять самостоятельно, но технические трудности при этом выполняют подручные.

Это все равно, что сесть в гоночный автомобиль на соседнее с водителем кресло и потом заявить, что принимал участие в ралли. Восхождение с помощью кислорода и портеров подается как спортивный подвиг.

Почти тридцать лет назад, когда я взошел на Эверест, была одна вершина, один маршрут и одна-единственная экспедиция. Мы были один на один с горой. Сегодня в погоне за прибылью и китайское, и непальское правительства продают пермиты — разрешения на подъем.

Основных маршрутов на вершину два, один из Непала и один из Тибета. Китайские власти продают до трехсот пермитов на маршрут, а непальские дают разрешения без ограничений. И есть люди, которые клюют на рекламу компаний и их за веревку тянут на вершину. Сотни людей стоят и ждут, пока портеры провесят им дорогу, чтобы они, прицепившись, просто по ней пошли. При этом рядом существует около двадцати свободных маршрутов. Но никто на них не идет. Знаете, почему? Они трудные. Там только спортсмены могут пройти. А туристы ходят по перилам, по навешенным веревкам.

Фото — National-Travel.Ru

Фото — National-Travel.Ru

Нормальная акклиматизация в высоких горах требует от трех недель до месяца. Акклиматизировавшись, спортсмены без допингового кислорода поднимаются на восьмитысячники. В коммерческом альпинизме используется кислород: если говорить условно, то он сильно «понижает» высоту, поэтому период акклиматизации сильно сокращается. Но если внезапно кислород заканчивается — а в очереди на участке можно стоять до 12-ти часов — будет коллапс. Недостаточно подготовленный человек попадает в зону риска. Это и есть основная причина гибели людей. Неподготовленность и надежда на то, что их проведут к вершине за руку.

Есть известный фильм «Эверест», где рассказывается о трагедии, которая произошла с моими друзьями, работавшими гидами в коммерческой экспедиции. Они попали в буран и один гид не смог делать всю работу за всех участников экспедиции, всем перещёлкивать страховку.  Было много погибших. Если бы в такую ситуацию попали подготовленные альпинисты, могло бы быть иначе.

Погода в горах изменяется непредсказуемо, и на большой высоте все происходит быстро — например, гораздо быстрее протекает воспаление легких. Несчастные случаи бывают — альпинисты проваливаются в трещину или становятся на снежный карниз, который обваливается, но на условно простых маршрутах 90 процентов гибели происходит из-за неподготовленности самих участников. Возможно, когда-то власти будут требовать от желающих забраться на вершину обязательную страховку или проверять физическое состояние людей, но пока этого, к сожалению, нет”.

Комментарии