Таина Федосеева
19 апреля 2020

Что ели, смотрели в кино и во что играли люди во время Великой депрессии

В конце декабря американцы шутили, что в двадцатых всех нас будут встречать старые друзья: пандемия, джаз и экономическая депрессия. Пока мир ждет возвращения джаза, мы расскажем о том, как жили люди в эпоху самого серьезного мирового кризиса.

За год до начала Великой депрессии президент США Герберт Гувер говорил: «Сегодня в Америке мы ближе к окончательной победе над бедностью, чем когда-либо прежде в истории любой страны». И действительно, двадцатые годы считались периодом подъема и процветания. На самом же деле экономику подтачивали вполне серьезные противоречия, в первую очередь связанные с тем, что население попросту больше не могло купить все производившиеся товары. 

Что случилось

К 1929 году каждый пятый американец владел автомобилем, к этому моменту цены на машины существенно снизились, а рынок рекламы работал на полную мощь. И автомобильная промышленность одной из первых почувствовала, что границы спроса уже достигнуты — каждый, кто мог себе позволить хвастаться друзьям количеством лошадиных сил, уже это делал. Доходы людей росли, но не могли угнаться за темпом роста промышленного производства. Экономика работала вхолостую, товаров было произведено столько, что рынок не мог их переварить. Но тогда это еще не было понятно, поскольку новые акции печатались и выпускались всеми подряд. Американцев не волновала цена, они скупали их, рассчитывая на солидную прибыль в будущем. Этот ажиотаж создал финансовый пузырь, который рано или поздно должен был лопнуть. Люди, игравшие на бирже, или не видели проблемы, или надеялись, что все само отрегулируется, как это бывало раньше. Не отрегулировалось. 

Крах всей системы произошел 24 октября 1929 года, в день, названный впоследствии «черным четвергом». В первую очередь он ударил по финансовой системе США, но постепенно кризис распространился практически по всему миру. Особенно пострадали Великобритания и Германия — в последней экономика, только-только выбравшаяся из пропасти гиперинфляции, была еще очень слаба. Финансовым кризисом и последовавшим за ним хаосом смогла воспользоваться возглавляемая Адольфом Гитлером национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Всего годом ранее на выборах в рейхстаг НСДАП получила ничтожные 2,6% голосов — поэтому произошедшее на Уолл-Стрит оказалось для партии воистину подарком.

«Черный четверг», 24 октября 1929 года возле Нью-Йоркской фондовой биржи.

«Черный четверг», 24 октября 1929 года возле Нью-Йоркской фондовой биржи.

«Черный четверг» был только первым звеном в цепочке кризиса 1929 года. Биржевой крах повлек за собой «черную пятницу», «черный понедельник» и «черный вторник», а в общем Великая депрессия затянулась на десять лет и прекратилась только с началом Второй мировой войны. Уже в том же 1929 году финансовые потери были весьма серьезны — но никто еще не верил, что это надолго. В начале 1930 года министр финансов США Эндрю Меллон утверждал, что беспокоиться не о чем и кризис миновал. Тем не менее в среднем американские акции потеряли свою стоимость в 4,5 раза — то есть миллионы людей остались без своих накоплений. Финансовая пирамида обвалилась. Вкладчики стремились забрать свои деньги из банков, что привело к падению всей банковской системы.

Вслед за утратой денежных сбережений американцы начали массово терять работу. Стало понятно, что чуть ли не половина произведенных товаров оказывается никому не нужной. Замкнутый круг: на предприятиях начались сокращения, уволенные люди потеряли доход и не смогли больше покупать товары, из-за отсутствия потребителей сузилось производство и снова начались увольнения. 

Как жили люди

Согласно статистике Национального бюро экономических исследований США, еще в 1929 году уровень безработицы в США составлял порядка 2%. А к 1932-му без работы остался каждый четвертый американец. В крупных городах, специализировавшихся на тяжелой промышленности — таких как Чикаго и Детройт, — уровень безработицы приблизился к 50%. Резко увеличилось число хобо — так называли странствующих «фрилансеров», ищущих работу далеко от дома. Часто они путешествовали, запрыгивая на грузовые поезда. 

Надпись на плакате: «Я знаю три ремесла, разговариваю на трех языках, воевал три года, имею трех детей и ничего не делаю уже три месяца. Все что мне нужно — это одна работа».

Надпись на плакате: «Я знаю три ремесла, разговариваю на трех языках, воевал три года, имею трех детей и ничего не делаю уже три месяца. Все что мне нужно — это одна работа».

После первого биржевого краха по стране прокатилась волна самоубийств. Ходили слухи, что служащие отелей спрашивали, с какой целью гость снимает комнату: чтобы просто переночевать или тихо покончить с собой вдали от родных. 

Гражданам не оставалось ничего другого, кроме как выходить на митинги. Самой резонансной демонстрацией стал так называемый голодный марш 1932 года в Детройте, в котором приняли участие оставшиеся без работы сотрудники завода Ford. Полиция и частная охрана Генри Форда открыли по митингующим огонь, погибли четыре человека и более шестидесяти получили ранения.

Надпись на плакате: «Безработные идут мимо: мы не можем прокормить даже своих. Торговая палата».

Надпись на плакате: «Безработные идут мимо: мы не можем прокормить даже своих. Торговая палата».

Закрытие предприятий, рост числа уволенных и отсутствие какой-либо работающей системы страхования на случай безработицы повысили уровень преступности в стране. Это была эра громких ограблений банков, причем из-за народного недовольства системой зачастую грабители становились чуть ли не национальными героями. В эти годы «работали» Джон Джиллинджер, Бонни и Клайд и Аль Капоне, открывший бесплатную столовую с целью установления «связи с общественностью». Для очень большого количества людей такие столовые были единственным возможным источником питания, в них выстраивались огромные очереди. 

Бонни и Клайд

Бонни и Клайд

Не имея денег на одежду, женщины стали шить ее из хлопчатобумажных мешков из-под муки. Узнав об этом, производители муки стали специально выпускать свою продукцию в ярких цветных мешках. Названия брендов они печатали смывающейся краской и прилагали к купленным мешкам инструкцию, как отстирать логотип и превратить мешок в одежду или мягкую игрушку. Символом женской моды эпохи кризиса стали длинные юбки и широкие плечи. Несмотря на кризис, продажи модных журналов постоянно росли: во-первых, из них можно было узнать о новых образах Греты Гарбо, ставшей главной «голливудской блондинкой» тридцатых, а во-вторых, в журналах печатались полезные советы по экономному домоводству — например, инструкции по перекраиванию старых мужских костюмов в новые женские наряды. 

Как развлекались

В 1935 году приобрела огромную популярность новая игра «Монополия». Ее создатель Чарльз Дэрроу сделал первую «Монополию» от руки и попытался продать проект производителю игрушек и игр Parker Brothers. Тот отказал, и тогда неунывающий Чарльз с помощью друга создал пять тысяч самодельных копий и продал их в универмаге Филадельфии.

Первая страница заявки Чарльза Дэрроу на патент по «Монополии», рассмотренной и одобренной в 1935 году.

Первая страница заявки Чарльза Дэрроу на патент по «Монополии», рассмотренной и одобренной в 1935 году.

Игра начала пользоваться большим спросом, Дэрроу больше не мог отрисовывать все новые копии и обратился в Parker Brothers снова. Представители фирмы здраво оценили такой второй шанс, и уже 1936 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США. Люди хотели получить  возможность хотя бы в мире игры бесстыдно разбогатеть. 

Что смотрели

У создателей «Фабрики грез» тоже все было отлично, на то они и грезы. В начале 1930-х около 75 миллионов человек еженедельно ходили в кино. Популярностью пользовались комедии, в том числе пикантные: знаменитой стала фраза «У тебя в кармане пистолет или ты просто рад меня видеть?». Ее произнесла секс-символ того времени Мэй Уэст в комедии «Она обошлась с ним нечестно».

Но в 1930 году в Голливуде был принят кодекс Хейса, требовавший от кинодеятелей вести себя скромнее: никакой обсценной лексики, обнаженных актрис (и даже их теней), межрасовых отношений, сцен родов, высмеивания духовенства и самое, пожалуй, главное требование — все преступники в конце обязательно должны быть наказаны. Людям требовались фильмы, упорядочивающие действительность: детективы, где убийца будет пойман, вестерны, где плохие парни обязательно потерпят поражение от хороших, истории любви — непременно с хеппи-эндом и диснеевские мультфильмы про неунывающего Микки Мауса или сумевших противостоять врагу трех поросят. 

Image Title
Image Title
Image Title
Image Title

Рождалась классика Голливуда: в начале тридцатых в прокат вышла трагикомедия Чарли Чаплина «Огни большого города». В 1933 году вышел поразивший воображение людей «Кинг Конг», а двумя годами ранее культовый «Франкенштейн» с Борисом Карлофф в главной роли, ставший хоррор-феноменом ХХ века. В 1939 году зрителей ждали две важнейшие премьеры: «Унесенные ветром», влюбивший одну половину страны в Кларка Гейбла, а другую в Вивьен Ли, а также «Волшебник страны Оз». 

Что слушали

Но даже кино не было доступно так, как радио. Потерявшие доход семьи продавали машины и мебель, но не трогали радио. В эфире преобладали развлекательные программы, популярными считались концерты классической музыки, комедийные и разговорные шоу, радиопьесы и «мыльные оперы» — предшественники бразильских и мексиканских сериалов. Одна из самых известных историй тех времен связана с радиопостановкой «Войны миров» Герберта Уэллса в исполнении Орсона Уэллса (режиссера «Гражданина Кейна»), который рассказал о нападении марсиан настолько реалистично, что умудрился создать панику среди миллионов американцев, искренне поверивших в случившееся. 

Еженедельно выходило популярное радиошоу «Разговоры Домохозяйки», ведущей которого был выдуманный персонаж Тетушка Сэмми (жена Дяди Сэма). Ее озвучивали разные женщины, предлагавшие свои рецепты блюд и дававшие советы по хозяйству. 

С началом Великой депрессии завершился период джаза и началась эпоха свинга. А королем свинга был кларнетист и дирижер Бенни Гудмен, родившийся в семье еврейских эмигрантов из Белой Церкви и литовского Каунаса. Это было время больших оркестров — биг-бендов под руководством легендарных Глена Миллера, Дюка Эллингтона и Арти Шоу (тоже сына эмигранта из Одессы). 

Что ели

Записывайте рецепт: крекеры размочить в яблочном уксусе, добавить немного масла и сахара и чуть присыпать корицей. Получившуюся массу перемешать и уложить в виде пирога. Блюдо называлось «пирог отчаяния» и имело несколько вариантов «приготовления». Поскольку с продуктами во времена Великой депрессии все было плохо, хозяйки старались выдумывать новые блюда — экономные, но сытные. Существовало даже специальное Бюро домашней экономики (The Bureau of Home Economics), которое щедро делилось советами по ведению хозяйства. И предлагало рецепты, например, луковицы, фаршированные арахисовым маслом.

Пример экономии показывала и супруга президента Элеонора Рузвельт, рассказывая о рецептах фирменного пудинга из чернослива (доступными фруктами были в первую очередь сухофрукты) или запеканки à la presidente (разваренные макароны, морковь, немного муки, масла и молока).

Президент Рузвельт и, возможно, тот самый пудинг.

Президент Рузвельт и, возможно, тот самый пудинг.

Самыми популярными ингредиентами для блюд стали макароны, картофель и мука, а также консервированные томаты или бобы. О простой еде тех времен можно узнать из YouTube-канала Клары Каннуччиари Great Depression Cooking. Видео еще выходят, несмотря на то, что самой Клары не стало в 2013 году, ей было 98 лет. 

Великая депрессия была временем курильщиков, причем обоих полов. Сигареты стоили недорого, успокаивали нервы и, как считали женщины, помогали похудеть. На этом, например, строилась реклама марки Lucky Strike, чей слоган гласил: «Возьмите Lucky Strike вместо сладостей!». Другие марки делали акцент на мужественности и манящей брутальности курения. На рекламе сигарет Chesterfield изображалась женщина, с восторгом глядящая на курящего мужчину. «Выдохни дым на меня», — гласил слоган. 

А для выпивки наконец настали времена легалайза. Легенда гласит, что президент Рузвельт, заселившись в Белый дом, произнес: «А теперь бы неплохо выпить пива» и на скорую руку набросал обращение к Конгрессу с просьбой отменить «сухой закон». Так закончился 13-летний период бутлегерства и будоражащего попивания бренди из чайных чашек. Празднуя отмену «сухого закона», американцы в ночь на 6 декабря 1933 года выпили почти 300 миллионов литров пива. 

Со своими спадами и подъемами кризис затянулся на десять лет, окончательно победить Великую депрессию помогла Великая война — мобилизация мужчин уничтожила безработицу, а многочисленные оборонные заказы наполнили американскую казну деньгами.

Источники фото :

photogrammar.yale.edu

loc.gov

Комментарии