Иван Яковина
14 сентября 2021

Как устроен мир «Дюны», экранизация которой выходит 16 сентября

В украинский кинопрокат выходит экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Похоже, это один из самых ожидаемых фильмов года. Специально для «Маяка» Иван Яковина, автор и ведущий радио «НВ», избегая спойлеров, рассказывает, как устроена вселенная Герберта и почему к ней приковано столько внимания.

«Дюна» — научно-фантастический роман американского писателя Фрэнка Герберта, впервые опубликованный в 1963-1965 годах в виде серии глав. Это одна из самых известных научно-фантастических книг ХХ века. Герберт написал еще пять романов-продолжений «Дюны», которые, впрочем, стали куда менее популярными, чем первая часть.

Как устроен мир «Дюны»?

Одна из определяющих черт, которая отличает вселенную «Дюны» от остальных научно-фантастических вселенных, — это отсутствие компьютеров или каких-либо других цифровых технологий. Чаще всего писатели-фантасты исследуют тему конфликта человека с его порождением — искусственным интеллектом. Герберт использует принципиально иной сюжет: что, если человечество запретит компьютеры?

«Дюна» — многослойное произведение, которое сочетает в себе черты научно-фантастического и философского романов. Это объемное высказывание автора на тему политики, религии, этики и экологии, способное найти отклик в современном обществе, переживающем серьезную трансформацию и переоценку ценностей.

События романа Фрэнка Герберта разворачиваются примерно через 20 тысяч лет после наших дней, когда вся галактика уже заселена людьми. Однако ключевая для мира история случилась за десять тысяч лет до описываемых в книге и фильме событий.

Речь о Батлерианском джихаде — галактической войне людей против созданных ими же разумных машин, задумавших полностью истребить человечество.

Люди выиграли эту войну с огромным трудом, и после ее завершения все миры известной вселенной договорились о тотальном запрете на разработку, производство и использование любых видов и модификаций «думающих машин» — компьютеров. Лидер победивших людей принял титул падишах-императора галактики, а все известные миры разделены между тысячами Великих и Малых Домов — семьями благородного происхождения, веками управляющими десятками миров и систем.

Будучи по своей сути независимыми государствами, Великие и Малые Дома формально являются вассалами императора.

Правда, власть его не безгранична. Великие и Малые Дома, а также другие влиятельные организации этой вселенной участвуют в работе Ландсраата — некоего подобия парламента, состоящего лишь из палаты лордов.

Ландсраат судит конфликтующие Дома и следит, чтобы все люди и организации империи соблюдали крайне важные для этой вселенной правила (например, запрет на создание компьютеров или запрет на использование термоядерного оружия против людей).

Нарушителя/лей (даже если это император) карают все Дома вместе, поэтому в галактике поддерживается постоянный порядок и баланс сил.

В чем основной конфликт «Дюны»?

Высокоразвитая галактическая цивилизация по определению не могла существовать без возможности обработки огромных объемов данных и других функций, исполняемых компьютерами.

Человечество было вынуждено искать скрытые резервы в самом себе, развивая способности отдельных людей. Именно эта необходимость сделала мир «Дюны» сильно отличающимся от большинства других научно-фантастических галактических империй.

Например, детей с выдающимися математическими способностями воспитывали и обучали особым образом, выращивая из них ментатов. Так называют людей-компьютеров, способных в уме просчитывать и анализировать колоссальные объемы данных.

Хорошие ментаты в этой вселенной обладают огромной ценностью, так как блестяще анализируют информацию и дают мудрые советы. Великие Дома постоянно стремятся заполучить себе лучших из них.

Для усиления своих умственных способностей ментаты пьют сок сафо, отчего на губах у них выступают красные пятна. По этим пятнам можно легко понять, что перед вами — ментат.

Гильдия навигаторов — еще одна уникальная структура, чей расцвет был обусловлен запретом на использование «думающих машин». Навигаторы были единственными людьми, обладающими даром предвидения. Они могли безопасно провести межзвездный корабль между двумя точками в пространстве. Без них каждое десятое путешествие заканчивалось катастрофой, что почти остановило межпланетную торговлю.

Способность заглядывать в ближайшее будущее у навигаторов появлялась в результате потребления огромного количества спайса — самого ценного вещества в галактике.

Навигаторы употребляли спайс в таких количествах, что он изменял даже их внешний вид. Они постепенно теряли человеческий облик и превращались в огромных «человекоподобных рыб», вынужденных жить в аквариумах, наполненных газообразным и жидким спайсом.

В романе спайс также используется могущественным женским орденом Бене Джессерит, работавшим над евгенической программой выведения идеального человека – Квисац Хадераха.

Участницы этого ордена обладают полным контролем над собственным телом и разумом, включая возможность считывать из собственных генов память всех своих предков по женской линии, живших в прошлые века.

В лишенной компьютеров вселенной именно спайс стал тем веществом, которое позволяет людям обнаруживать и открывать в себе ранее неизвестные таланты, стать намного сильнее физически, жить намного дольше, чем отведено судьбой, быстрее соображать, точнее анализировать, предвидеть будущее и даже больше — превратиться из обычного человека в полубога.

Благодаря своим невероятным свойствам спайс занимает центральное место в саге Фрэнка Герберта.

Это вещество крайне редкое и ценное, его невозможно синтезировать искусственным путем. Естественным образом его можно найти только на планете Арракис, которую все называют Дюной.

Спайс — это побочный продукт жизнедеятельности гигантских песчаных червей Дюны, которые обитают только на этой планете.

Тот, кто контролирует Арракис, контролирует спайс. А кто контролирует спайс, контролирует межзвездные перелеты и, соответственно, все человечество и его будущее.

В книге Герберта и в фильме Вилльнева два величайших дома Ландсраата — жестокие Харконнены, ведущие свой род от финнов и русских, и благородные Атрейдисы, считающие себя потомками древних греков, — схватились за право контроля над Дюной.

Перед своей схваткой ни те, ни другие опрометчиво не принимали в расчет коренное население Дюны — фременов, у которых в этом конфликте свои планы и интересы. От того, кто победит в этой схватке, будет зависеть выбор Золотого пути — единственной траектории развития человечества, способной обеспечить ему выживание и процветание.

читайте также
Комментарии