Люди

«Ватсон встречается с Шерлоком, а Драко влюблён в Гарри Поттера». Как устроен мир фанфиков и почему люди их пишут

9 минут
26 марта, 2019

Что такое фанфики, кто их пишет, популярны ли они (спойлер — да) и почему основная любовная линия фанфиков — гомосексуальная? Мы разобрались в каждом из этих вопросов, расшифровали лексику авторов фанфика и узнали, что автор гей-фанфиков далеко не всегда толерантен в обычной жизни. Читатели, которые знают слова “пейринг” и “слэш”, могут сразу переходить ко второй и третьей части материала, где фикрайтер анонимно рассказывает о создании фанфиков с гомосексуальной любовной линией.

Часть первая: что такое фанфики, когда они появились, кто их пишет и почему?

Фанфик — это сочинение по мотивам популярного оригинального произведения: книги, сериала, фильма, комикса или игры. Слово произошло от английского fan fiction, а сами фанфики стали популярны в шестидесятые и первое время писались только в жанре научной фантастики — по «Стартреку» или «Доктору Кто». Но нельзя сказать, что фанфики — изобретение XX века.

Кто пишет фанфики?

Поэма Роберта Генрисона «Завещание Крессиды», написанная ориентировочно до 1492 года, является вольным продолжением знаменитой поэмы Джеффри Чосера «Троил и Крессида», и ее вполне можно считать фанфиком. Фанфики писали Шарлотта Бронте и ее сестры, поклонники Артура Конан Дойля ваяли свои варианты приключений Шерлока Холмса, Александра Рипли написала «Скарлетт», продолжая историю романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», а Ник Перумов выпустил огромный фанфик по вселенной Толкиена. То есть написание фанфиков — это хобби не только для девушек-подростков.

Серия книг «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс  — тоже изначально фанфик, созданный по вампирским «Сумеркам». А на публикацию книги «Гарри Поттер и методы рационального мышления», написанной американским специалистом по искусственному интеллекту Элиезером Юдковским, собирали деньги на краудфандинге. Согласно этому произведению, Петуния вышла замуж не за Вернона Дурсля, а за университетского профессора, который обучал Гарри азам квантовой механики, когнитивной психологии и теории вероятности. Книги Юдковского адаптируют историю Роулинг, только Гарри в них анализирует магию с помощью научных методов.

Image Title

Часть авторов, получив признание через фанфикшен, позже создают собственные оригинальные произведения. Например, Кассандра Клэр, автор фентези книг «Орудия смерти», по которым был снят фильм, а чуть позже — сериал, автор одного из самых известных произведений по вселенной Гарри Поттера — «Трилогии о Драко» и фанфика «Секретные дневники Братства Кольца», созданного на основе «Властелина колец». На ее произведения обратили внимание СМИ: «Трилогия о Драко» описывалась в газете The Times как «жемчужина такого высокого качества, которая приумножает ценность книг о Гарри Поттере», а The Telegraph назвала «Секретные дневники» «культовой классикой». 

Зачем они создаются?

Фанфик, или сокращенно просто фик, создается, чтобы заполнить бреши в оригинальном произведении — рассказать подробнее о том, что осталось «за кадром», создать иную любовную линию или продолжить уже завершившуюся историю. Фанатское сообщество, как и любое другое, имеет свой сленг, о нем мы расскажем подробнее. Например, вселенная, по которой пишется фанфик, называется фандом. Для удобства другие понятия мы объясним с помощью примеров из «Гарри Поттера», так как их сообщество считается одним из самых больших. На данный момент сайт Fanfics.me насчитывает 1350 фандомов — от «Трех Мушкетеров» до «Май Литтл Пони», «Ведьмака» или «Трансформеров». Читать фанфики можно на сайтах ficbook.net, fanfics.me, hogwartsnet.ru, wattpad.com.

Фанфики бывают разных рейтингов и жанров, но все они делятся на AU (Alternative Universal) и NO-AU. Первые имеют большие расхождения с каноном, герои могут попасть в другой мир или другие обстоятельства, никак с каноном не связанные.

Например, мама Гарри выходит замуж за Северус Снейпа или в финале побеждает зло в лице Волдеморта, а Гарри погибает. NO-AU — это фанфики каноничные, вписывающиеся в оригинальный сюжет или имеющие незначительные от него отступления. Они могут рассказывать подробности жизни главных героев — например, о том, как Гарри, Рон и Гермиона проводили вместе время в «Норе», исследовать прошлое (история Мародеров), будущее или показывать точку зрения второстепенных персонажей, например, Симуса Финнигана или кого-то из Пожирателей смерти.

Автор фанфика, фикрайтер — это альфа. Если автора заботит качество его произведения и ему требуется непредвзятый взгляд со стороны, он ищет бету — редактора фанфика, помогающего исправить ошибки и недочеты. Иногда требуется еще и гамма — она редактирует уже не орфографию и пунктуацию, а следит, чтобы в сюжете не было дыр и у героев была адекватная мотивация.

Большинство фанфиков создаются, чтобы свести персонажей, которые не были вместе по задумке автора канона. Иногда не только персонажей книг или игр, ведь есть еще фанфики RPF — real person fiction, героями которых являются реальные люди. Как правило, это герои бойз-бендов вроде корейской поп-группы BTS или британской One Direction. При этом большая часть таких фанфиков описывает гомосексуальные отношения между людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации. Слэш-фанфик американки Анны Тодд «После», главным героем которого был певец Гарри Стайлс из One Direction, позже был переработан под гет. Все персонажи получили другие имена, книга была издана и вот-вот выйдет ее экранизация.

Так мы подошли к теме любовной линии, здесь тоже есть своя отдельная лексика.

Image Title

Афиша фильма «После», экранизация фанфика.

По характеру отношений между персонажами фанфики делятся на гет, слэш, фемслэш и джен. В гет-фанфиках основная любовная линия гетеросексуальна. В слэш-фанфиках описываются отношения гомосексуальные, причем отдельно выделяется фем-слэш, где описываются романтические или сексуальные отношения между женскими персонажами. В фанфиках типа джен любовная линия не является главной или ее нет вообще. При этом слэш популярнее всего: десять из десяти новых фанфиков на популярном сайте Hogwartsnet опубликованы с отметкой «слэш».

Поклонники лишь одной пары персонажей, которые читают и пишут фанфики, создавая конкретную любовную линию, называются шипперы. Иногда фанаты сводят — шипперят — совсем неожиданные пары, например, Гарри Поттера и Колина Криви. Любовная линия конкретной пары — это пейринг, зачастую популярные пейринги получают свои названия при помощи смешивания имен или фамилий персонажей. Например, драмиона — любовная линия Драко и Гермионы, снейджер — Снейп и Грейнджер или драрри — Драко и Гарри. Особый ряд фанфиков с любовной линией (хотя, не совсем любовной) — PWP от Porn without Plot, порно без сюжета. Еще аббревиатуру любят расшифровывать так: Plot, what Plot? — сюжет?! какой сюжет?..

Почти на всех сайтах указывается возрастной рейтинг произведения, определяемый самим автором. От нейтрального G (General) до NC-17 (No children-17) и страшного NC-21 — это, наверное, что-то вроде «Сало, или 120 дней Содома».

Часть вторая: рассказ автора слэш фанфиков о том, почему они популярны и что в этом не так

«Фанфики я теоретически пишу лет с 13 до сегодняшнего дня. Мне 29, так что, стаж выходит уже немаленький. Для подобного у меня преступно мало выложенных работ — до десяти. Во-первых, я заложница объемных жанров, и каждое произведение требует внушительных трудозатрат. Во-вторых, я жесткий и критичный самоцензор, позволяющий публиковаться лишь тому, что имеет хотя бы минимальную литературную ценность. В общепринятом, а не фикрайтерском смысле — поверьте, это очень различные понятия.

Список фандомов у меня тоже ограничен: «Гарри Поттер» на самом старте, затем «Шерлок ВВС» — года с 2012. Сейчас, в силу определенных причин, корейская группа BTS. Я остаюсь «верна» выбранным персонажам годами: по-настоящему вдохновить может лишь серьезное увлечение. При этом я прекрасно понимаю, что получить признание и фидбэк от читателя можно лишь нарабатывая аудиторию в рамках одной вселенной — это дополнительный стимул не «скакать» из одного фандома в другой. Будем реалистами: популярности не хотят только законченные графоманы, которым главное — писать. А кто это прочтет (да и вообще, прочтет ли кто-то) — дело второстепенное. Остальные же смотрят на веселую тетушку, которую сделал миллионершей фанфик по «Сумеркам» и лупят по клавиатуре с удвоенным тщанием.

Image Title

Арт по фандому «Шерлок ВВС». Автор — Marie V. 

В плане литературно-романтических предпочтений — я не совсем типичный персонаж. Я всеми руками и ногами поддерживаю ЛГБТ+ сообщество, поэтому резкого водораздела между однополыми и разнополыми отношениями не проводила никогда. Однако меня в принципе не особо вдохновляют женщины, так уж вышло. Поэтому выбор в сторону слэша — именно эстетическая необходимость, а не желание что-либо себе ментально потеребить. Если я решу писать джен — он тоже, скорее всего, будет с мужским протагонистом. Однако в популярной литературе в принципе не так уж много произведений без романтической линии: поэтому, органически, только слэш.

Для меня так же очень важна некая реальная подоплека подобных отношений. Мне было бы сложновато «класть в одну постель» явно гетеросексуальных мужчин. Либо это бесплотные персонажи, либо люди, действительно имеющие общеизвестных или вероятных однополых партнеров. Но это лично мой заскок, у большинства авторов с этим нет никаких проблем.

Слэш читают и пишут люди, которые не делают разницы между однополой и разнополой любовью, те, кто эстетически к ней привязан. Но помимо этих людей существует много других ребят. Популярность слэша — гораздо более глубокая и тревожная тема, чем кажется на первый взгляд. Из всего перечня причин, толкающих людей на написание подобного рода фанфиков, лишь несколько – прямолинейны и осознаваемы самим автором.

Для начала: 99,9% авторов – женщины. По крайней мере, в рунете. За всю мою практику мне встретился лишь один реальный мужчина-фикрайтер. Он сам состоял в однополых отношениях и не являлся чересчур плодовитым автором. Виной тому, помимо очевидной гомофобии, мне кажется, некая особенность мужской психики: мужчины скорее визуалы. Например, среди артеров, а художников во всех фандомах достаточно, парней ощутимо больше. Плюс воспитание: юноши нечасто центрируют свои увлечения на романтике, а подбирают слова для ее выражения и того реже. В основном, мужчины «живут» в сфере ориджиналов — фанфиков, не привязанных к тому или иному фандому.

Тем не менее, авторов с мужскими именами, говорящих о себе в мужском лице — больше, чем просто много. Это крайне распространенное явление.

Я вижу в нем некую особую форму внутренней мизогинии: девушки, отвергаемые среди себе подобных, скрываются за мужским обличьем и пишут рассказы, «выводя из уравнения» женскую составляющую вовсе.

При этом, лишь немногие действительно поддерживают геев в реальной жизни. Я лично встречалась с повсеместным «я шипперю этих двоих, но хочу, чтобы они получили любящую жену и прекрасных деток» и «не смейте так про них говорить, нам нравится представлять их вместе, но они не геи, они – нормальные». Это удручает.

«Скрестить» (уж простите) двух любимых персонажей или реальных личностей — значит «забрать» их у всей женской половины человечества. Своего рода, «обезопасить» от любых контактов, которые могут быть болезненными для сознания автора. Это способ вдоволь пофантазировать о своем селебрити-краше без одежды, не отвлекаясь на партнершу. Ассоциировать с нею себя не всегда выходит по вышеописанной причине. Отсюда и шаблонное представление о слэш-фикрайтерше как о толстой некрасивой одинокой школьнице. Это жестоко, но не всегда ошибочно, увы.

Я замужем почти 10 лет — мне не сложно писать эротические сцены в слэше. А вот школьницам, которые слово «пися» в реальной жизни произносят шепотом, — им да, тяжко. В основном, они ищут в интернете тематические ролики или копируют описание коитуса у полюбившихся авторов. Порой читаешь подобное и понимаешь, что автор и не целовалась толком по жизни, что уж говорить о постижении азов плотской любви. Но и такие находят своих ценителей: в фанфикшене, даже внутри одного фандома, люди сбиваются в некие микрогруппы — по возрасту, пейрингам и интересам. Аудиторию неопытного автора будут составлять такие же неопытные читатели, автора повзрослее и посерьезнее — ему подобные. Чаще всего, они будут публиковаться на разных площадках: кто-то — на фикбуке, кто-то предпочтет wattpad, кто-то — вконтакте или амино.

Лично мои пробелы в сексуальном воспитании легко заполняет интернет или разговоры непосредственно с друзьями-геями. Однако принцип «не знаешь — не пиши» работает всегда: четко и безотказно.

Я поклонница странных пейрингов. В «Гарри Поттере» я танцевала вокруг личностей Северуса Снейпа, Римуса Люпина и Сириуса Блэка — причем в их взрослом обличии. Их взаимоотношения настолько «популярны», что я до сих пор даже приличных картинок на эту тему найти не могу. И увы, приличных – это про качество и наличие, а не про содержание.

В «Шерлоке ВВС» я была верна канону: Шерлок и Джон. Учитывая некие двусмысленные намеки, стиль подачи материала и тот факт, что один из шоураннеров — открытый гей, многие в фандоме действительно надеялись, что мы впервые получим романтическое развитие отношений главных героев. Это было бы смело и современно, но увы: большие затраты на производство требуют финансовых возвратов. Гей-тематика существенно снизила бы прибыли — это реальность. Поэтому в британском сериале «Торчвуд» мужчины могут целоваться на камеру, а в британском сериале «Шерлок» — нет.

Тем не менее, лично меня такой поворот очень отрезвил. Тогда я и сформулировала свой принцип: либо пара реальна, либо совершенно и абсолютно выдумана.

С корейскими группами — в особенности, с BTS — все очень сложно. Фандом невероятно молод, средний возраст обитателя тематических групп — 13-17 лет. Ясное дело, отношения внутри сообщества достаточно токсичны. И если я начну называть конкретные имена — это вызовет лавину комментариев под статьей: кто-то будет считать, что их «биас» — натурал и бережет себя для встречи с украинской невестой, кто-то – «умоет» меня известной субстанцией из гомофобии или приверженности другому пейрингу. В любом случае, на выражения не поскупится никто. Так что, просто скажу, что у меня есть серьезные основания полагать, что двое парней из группы — не просто друзья. О них и пишу».

Часть третья: как автор слэша может быть гомофобом?

Особый формат слэш фанфиков называется «омегаверс», в них действие сюжета происходит в мире, где гомосексуальные отношения — норма. Более того, они биологически обоснованы: ведь не нужна мотивация, если есть гормоны. Автор фанфиков рассказывает, почему это плохо.

«Омегаверс появился где-то в конце нулевых — начале десятых в фандоме по сериалу «Supernatural». Если быть кратким, люди в омегаверсе делятся не на два пола, а на три: альфы, беты и омеги. Для слэш-фанфиков вторые имеют крайне второстепенное значение и зачастую вовсе не вписываются в повествование. По странному не-совпадению они-то и представляют собой наиболее близкую аналогию с людьми из реального мира.

Что же касается альф и омег… Изначальные правила их взаимодействия, иерархия и суть интимных контактов восходят к звериному укладу, близкому к порядкам волчьей стаи, где альфа — вожак и лидер, имеющий право выбирать самку для заведения потомства, а омега — низший член стаи, эдакий «козел отпущения».

Image Title

Арт по фандому BTS. Автор — Flare_eire

В фанфикшене (здесь и далее говорим про слэш) альфа — топовый самец, успешный и красивый мужчина с сильным мускулистым телом и твердым характером. Его тело имеет ряд характерных физиологических особенностей интимно-полового характера, тоже позаимствованных у псовых. К примеру, половой акт в этой вселенной может заканчиваться «сцепкой» — наверное, не стоит объяснять, что это и для чего делается.

Да, мужчина-альфа в омегаверсе может оплодотворить мужчину-омегу, так как, по сути, между ними есть половая дифференциация. Омеги описываются как невысокие, худые мужчины, физиологически приспособленные к пассивной роли в сексе. Продолжая аналогии с животными, омеги переживают периоды «течки», во время которой становятся особенно привлекательны для альф, могут беременеть и производить от них потомство. Альфа и омега не равны и в социальном плане. Некоторые авторы сравнивают их взаимодействие с иерархией мужчин и женщин в странах, живущих по законам Шариата.

И этот формат очень популярен. Почему? Писателю с омегаверсом проще некуда. Во-первых, мальчики там любят мальчиков повсеместно. Можно переспаривать всех героев мужского пола, не вспоминая про социальную адаптацию или статистическую невозможность такого количества геев на квадратный метр.

Во-вторых, это дает мотивационные каникулы: процесс выбора партнера физиологичен до предела, отсутствует конфликт взаимоотношений как таковой, не нужно ничего обосновывать. А ведь зачастую фанфики пишутся и читаются ради «процесса», а не ради «результата», если вы понимаете, о чем я.

Стройность сюжетной арки, прописывание внятных характеров или побуждений, в которые можно поверить — вещи, доступные далеко не всем. Они усложняют и затягивают написание фанфика, а морально окупаются лишь у небольшой части думающей аудитории.

К тому же, личность подчиненного омеги, который становится протагонистом в 90% случаев, очень груба в мазках и мелодраматична. Глубокие душевные переживания, плохо поддающиеся контролю гормоны и непринятие себя в социуме — актуальные проблемы для школьников, а они, как раз, и являются основными потребителями омегаверс-контента. Альфа же — идеальный, несомненный, престижный подарок, за который не стыдно бороться, которому даже как-то неловко не отдаться, эдакий маркер жизненной успешности для протагониста. Удивительно, но и в массовой культуре такой образ встречается повсеместно: вспомнить, хотя бы, Кристиана Грея из книги «50 оттенков серого», разошедшейся миллионными тиражами.

Можно продолжать аналогии и дальше. Центральный персонаж омегаверса неловок, одинок и чувствует себя отверженным. Его роль — потакать слабостям читателя, испытывающего подобные ощущения. Объект его воздыханий — воплощение приза, лакомого кусочка, награды за терпение, надежды, что, не меняясь, даже замурованный в собственной скорлупе интроверт получит своего принца.

Я отношу себя к ярым противникам омегаверса. Помимо отвращения к смешиванию животной и людской физиологии, я вижу в нем следы тревожных социальных явлений. Таких, например, как сексизм и гомофобия.

В мире омегаверса союз двух мужчин не запретен, не табуирован в обществе. Даже учитывая очевидную мужскую наружность, альфа и омега — грубо говоря, разных видов. У них различная физиология, от их союза появляются дети. То есть, любители жанра как бы говорят: природа за нас, ура!

Что двигало человеком, который эти правила сочинил? Что он исправлял, совершенствовал таким образом? Был ли он зациклен на непременном наличии детей у любой пары? Или же в глубине души полагал гомосексуальность отклонением?

Лично я вижу внутри фикрайтерского сообщества огромное количество гомофобии. Гораздо больше, чем можно себе представить. Фанфикшен эгоистичен по природе своей: автор доставляет удовольствие себе, описывая любимых персонажей в интимных ситуациях. Читатель — читая это описание.

Что же происходит вне этого круга? Девочка Маша из Казани втайне лелеет надежду встретиться со своим кумиром и стать его женой. Мать двоих детей Валентина из Харькова никогда не расскажет своим отпрыскам, что мальчики могут любить мальчиков, сколько бы она ни писала об этом по ночам, уложив их спать. А Тамара из Махачкалы вообще готова агрессивно набрасываться в сетевых диалогах на тех, кто всерьез считает однополой парой тех, чей секс она в красках представляла себе вчера.

В общем, все очень сложно. Не стоит полагать, что фикрайтерство — это зло. Оно, как и любое социальное явление, на 80% состоит из людей, ведущих себя шокирующе неадекватно. Но всегда остаются 20% адекватных и талантливых людей всех возрастов, реализующих себя в этом как в хобби или берущих старт для более серьезных литературных упражнений. Именно они действительно задумываются и о качественных характеристиках своих работ, и об их социальной составляющей. Побольше бы таких, но, увы, статистика вообще редко играет на нашей стороне».

Автор иллюстрации на превью в Фейсбуке — Marie V. 

Об авторе
Лев Толстой
Таина Федосеева

Автор нескольких гет и одного слэш фанфиков


Комментарии


Читайте также