Таина Федосеева
12 мая 2021

«Люди привыкли, у них противоракетный тонус». Жители Израиля — о жизни под обстрелом

Столкновения в Иерусалиме, ставшие поводом для крупнейшего с 2014 года обострения конфликта между Израилем и Палестиной, привели к массированным ракетным обстрелам израильских городов из сектора Газа. Большая часть ракет не достигла цели: их перехватывает израильская система ПРО «Железный купол». Мы спросили у жителей Израиля, каково находиться под постоянной угрозой обстрела и спускаться в бомбоубежище по несколько раз за ночь.

Эрнест. Рамат-Ган

К сожалению, жители Израиля хорошо знакомы с обстрелами со стороны Газы: они регулярно происходят на юге страны. Но в этот раз под обстрелом оказалась зона гораздо большая, чем юг. Тем не менее все израильтяне четко знают, что нужно делать в случае обстрела. Указания службы тыла просты: слышишь сирену — иди в бомбоубежище. Они есть по всей стране: это подземные парковки, специально оборудованные комнаты в подвалах жилых зданий и даже комнаты в квартире, которые специальным образом защищены.

Система оповещения работает отлично: помимо звуковой сирены у всех есть приложение на телефоне, оповещающее о тревоге дополнительно, и выйти из бомбоубежища можно уже через минут 10-15 после начала. Однако вчера мы слышали одну сирену за другой и пришлось посидеть там гораздо дольше. Услышав сирену, все хватали детей, я схватил своего кота.

В целом мы готовы к тому, что нас начнут бомбить. Время, за которое надо успеть спуститься в бомбоубежище, зависит от города, где ты живешь. В Рамат-Гане это полторы минуты, и чем ближе к югу, тем меньше. Конечно, люди переживают: всегда есть риск погибнуть от бомбы или от рук какого-то террориста, однако жизнь продолжается. В нашем городе все спокойно. Учебу отменили, работают те, у кого есть бомбоубежище во временной доступности. Некоторые кафе объявили о скидках и ждут клиентов.

Я точно могу сказать, что, несмотря на обстрелы, я чувствую себя в безопасности. Как я уже говорил, в нашем городе все спокойно. Однако у меня есть друзья, живущие в городе Лод,  они говорят, что там сейчас опасно из-за погромов арабских жителей.

Фото — Reuters

Фото — Reuters

Валерия Ивашкина, журналист. Тель-Авив

Я переехала в Израиль всего две недели назад. В такой ситуации все увиденное воспринимаешь, как норму. Однако ракетная атака прошлой ночью удивила даже бывалых. Жители центра страны последний раз спускались в бомбоубежище почти семь лет назад, во время операции «Нерушимая скала». Но тогда почти за два месяца из сектора Газа прилетело 4,5 тысячи ракет. А сейчас только за два дня уже тысяча.

Когда завыла сирена, я была в душе.

— Лера, сирена, — крикнул муж.

— Сколько у нас времени?

— Где-то 45 секунд.

За пять секунд я вытерлась и побежала за одеждой. В этот момент неожиданно близко прогремел первый взрыв. Я тут же устремилась к двери, готовая выбежать, в чем мать родила.

В течение следующего часа я слышала такой звук еще много раз. Как мне объяснили потом, это был звук сбитой ракеты. Израильская система ПВО «Железный купол» за последние дни перехватила сотни снарядов.  По правде говоря, работа «Железного купола» вызывает восхищение. Когда происходит атака, система анализирует траекторию полета: если ракета летит в направлении города, ее сбивают. Если мимо — снаряды не тратят.

В нашем доме нет бомбоубежища. Укрытием служит лестничная клетка с бетонными стенами. Здесь нет окон и стекол. И здесь мы вместе с соседями и собакой провели час вечером и полчаса глубокой ночью, когда возобновилась атака из сектора Газа.

Через 10 минут после последнего взрыва можно возвращаться домой. В эту ночь мы возвращались трижды: через несколько минут атака возобновлялась, и мы вновь следовали в укрытие.

В Израиле существует специальное приложение для оповещений о ракетной атаке — Red Alert. Его нужно скачать, выбрать интересующие районы и города. В момент атаки одновременно с сиреной придет уведомление на телефон. Чтобы добежать до бомбоубежища, у жителей Тель-Авива есть полторы минуты. У жителей самого близкого к сектору Газа города Сдерота — 15 секунд.

Сегодня в шесть утра у нашей команды по триатлону была запланирована пробежка. Они проходят в тель-авивском парке Яркон, над которым в эту ночь были сбиты десятки ракет. Из-за угрозы атаки занятия отменили. Муниципалитеты закрыли школы и детские сады. Но магазины и общественный транспорт работают. Люди также вышли на работу.

Власти предупреждают, что расслабляться рано. Вероятнее всего, сегодня ситуация повторится. Спокойной нам ночи. Лайла тов.

Фото — Reuters

Фото — Reuters

Екатерина. Ришон-Лецион

Вечером я приехала домой и готовила еду на завтра, а в девять часов мы услышали сирену. У жителей Ришон-Лециона есть полторы минуты на эвакуацию. Мы живем на четвертом этаже, а бомбоубежище на первом, пришлось очень быстро искать одежду и бежать по лестницам. С собой мы ничего не брали кроме телефонов, в нашем бомбоубежище есть стулья, матрасы, туалет и вода.

Когда мы были внутри, над нами слышалось множество взрывов — звук очень страшный и мощный, слышно было, как в квартирах сверху дрожали окна. В тот раз прозвучало три сирены подряд с разницей в пять минут. Я поняла, что макароны так и остались вариться на плите, пришлось бежать между сиренами и выключать их. Затем, выждав после сирены положенные десять минут, мы ушли в квартиру, отписались родственникам и еле-еле смогли себя заставить уснуть с надеждой, что не придется внезапно вставать. Но в три часа ночи прозвучал самый пронзительный звук сирены, который я слышала.

Утром мы уехали по работам с надеждой, что сирены больше не прозвучат, но новости не обнадеживают. В городе все работает, кроме образовательных учреждений, дети перешли на удаленку. Мы чувствуем себя скорее в безопасности, чем нет: если соблюдать все предписанные правила, то все будет хорошо. Есть сирены, практически везде бомбоубежища, также есть приложение с моментальным оповещением.

Те, кто живет тут давно, абсолютно нормально относятся ко всему этому. Я же здесь два года и пока очень страшно и тревожно, ведь еще никогда не было выпущено такое количество ракет в сторону центра.

Дима Грама, IT-специалист. Тель-Авив

Я живу в Тель-Авиве четыре года и уже был в подобной ситуации полтора года назад. О столкновениях мы узнали за день до появления ракет, их мы видели вчера вечером, сидя на балконе. Ночью три раза спускались в бомбоубежище, а утром начали обычный день — я, например, пошел на тренировку. На улицах очень мало людей, но никакой паники в городе нет. Люди привыкли так жить, у них уже противоракетный тонус.

Фото — Reuters

Фото — Reuters

Настя. Реховот

Я живу в Израиле уже пять лет и очень горжусь своей страной и своим домом. Ввиду специфики нашего государства мы всегда готовы к ожесточению обстановки: документы всегда лежат в одном месте, переноска для кошки в легкой доступности и оповещения службы тыла в телефоне включены 24/7. Так как мы живем относительно в центре страны, для нас бомбежки — дело редкое. Некоторые друзья и родственники живут на юге, очень близко к сектору Газа, и мы всегда держим руку на пульсе и готовы принять у себя гостей даже среди ночи.

Про первые летящие ракеты я узнала от сотрудника, который живет в Ашдоде. Он рассказал, что его жена в срочном порядке поехала забирать детей из садов и школ домой — у них есть бомбоубежище прямо в квартире, как и у большинства израильтян. Позже и мы начали слышать громкие «бумы» — это система «Железный купол» обезвреживает арабские ракеты, летящие в жилые районы южных городов. С работы, конечно, отпустили раньше, я очень боялась ехать по трассе, так как спрятаться особо некуда в случае очередного обстрела: нужно просто останавливать машину, падать на землю и закрывать голову руками. Но все обошлось.

Сегодня ни я, ни мой муж на работу не пошли, так как всю ночь каждый час были воздушные тревоги и нам приходилось бежать в бомбоубежище. Государство в режиме онлайн оповещает нас обо всем происходящем через множество каналов связи: Telegram, специальные приложения на телефоне, сирены и новости. Если мы находимся в центре страны, у нас обычно есть около 1,5 минуты, чтобы добежать до бомбоубежища, если находимся южнее, время сокращается. По правительственному регламенту мы должны находиться в бомбоубежище еще 10 минут после того, как сирена заканчивается.

Жители Израиля находятся в очень оптимистическом настроении, паники нет вообще, мы чувствуем себя в безопасности, знаем, что система работает, как надо. Почти в каждой семье есть хотя бы один ребенок, который сейчас служит в Армии Обороны Израиля, все мирное население молится за них и надеется, что они вернутся домой живыми и невредимыми. В моей семье это моя сестра, которая находится в «полицейских войсках», они отвечают за регулирование транспорта на перекрытых дорогах, и мы все очень ждем ее звонков, чтобы знать, что с ней все хорошо.

В минуты, когда я это пишу, все получили уведомления о том, что ХАМАС сообщило о своих намерениях начать бомбежку центра страны (а значит, и нашего города) с 18:00. Начинаем подготовку: заряжаем телефоны, быстро принимаем душ, обнимаем своих близких и говорим им, как сильно мы их любим.

Александр Вичес. Хайфа

Каково сейчас жить в Израиле — очень сильно зависит от конкретного города. Чем ближе ты находишься к Газе, тем пикантнее твои дни. Я живу на севере страны, в Хайфе, которая находится на достаточно большом расстоянии от Газы. По этой причине у нас обычно тихо. Тем не менее из-за этой ситуации отменился ряд игр, съемкой которых я занимаюсь, а значит, я потеряю в деньгах.

Многие квартиры в Израиле изначально планируются так, что одна из комнат — бомбоубежище. Если такой нет — просто бежим на лестничную клетку. У нас тут все знают, что это самое безопасное место. Обычно срабатывает сирена в районе города, куда летит ракета. Также существует ряд приложений, которые заранее оповещают пользователей о прилете ракеты, обычно где-то за минуту. Одно из таких — Цева Адом, красный цвет. Слышишь сирену — бежишь в безопасное место. Уходишь после того, как «жахнуло» и прекратилась тревога. Бывает такое, что сирена прекратилась и ты возвращаешься заниматься привычной жизнью, а через минуту звучит еще одна. И так может быть несколько раз подряд.

Фото — Apnews

Фото — Apnews

Вчера вечером я приехал в Тель-Авив поздравлять друга с днем рождения. Тель-Авив — это некая критическая точка, которой террористам лучше не касаться, дабы не навлечь на себя праведный гнев израильской армии. Так вот, вчера они не постеснялись пересечь этот рубеж, и получилось, что поздравляли моего друга фейерверками вся страна и ее соседи. Я был шокирован: Тель-Авив не бомбили с 2014 года, если я не ошибаюсь.

Я шел в наушниках и вначале не услышал сирену, то есть со мной реально могло произойти что-то нехорошее. Благо срабатывает «Железный купол», сбивая большую часть ракет, порядка 90%. Но от этого спокойнее не становится. Ты понимаешь, что тебя бомбят ракетами, но это уже какое-то привычное состояние.

Комментарии