Самый первый велосипед
Василий Гречкосей ездит на трехколесном велосипеде собственной сборки, местные жители называют его Изобретателем – за то, что чинит инвалидные коляски и собирает свои модели велосипедов. Его трехколесник, например, может перевозить груз в 200 кг – владелец с его помощью доставляет из лесопосадки дрова, чтобы отапливаться зимой. Василий хорошо помнит, как в селе появился первый велосипед.


В начале 50-х его вместе с машиной купил дед Кирилл (фамилию односельчане уже не помнят). В селе в один миг появился первый велосипед и первый автомобиль. Тогда еще не было понятно, что через 70 лет двухколесный транспорт в Шевченково окончательно обгонит по популярности четырехколесный. Дед Кирилл возил из Москвы на юг Одесской области швейные машинки, конечно же, нелегально. Его поймали и судили за спекуляцию, но, к удивлению всех, не посадили. В наказание у деда Кирилла конфисковали автомобиль, а велосипед, почему-то, оставили. Он-то и стал самым первым велосипедом в Шевченково.
После находки деда Кирилла количество велосипедов стало расти. Иван Бойченко родился еще в Кара-Махмете, тогда село относилось к Румынии. На свой первый велосипед в 1954 году ему пришлось заработать контрабандой рыбы. Вместе с братом они скупали ее в соседнем Вилково и везли продавать на большой базар в Николаевку. За одну такую поездку Иван с братом могли заработать 100 рублей на двоих. “На торговлю рыбой нас надоумил отец. Новый велосипед тогда стоил 700 рублей – космические деньги. Вот за несколько базарных дней мы и заработали на первые велосипеды”.

Иван Бойченко сейчас служит пастором

Любопытно, что благодаря велосипеду религиозные жители Шевченково могли продолжать соблюдать свои традиции в советское время. В центре села, конечно же, проводить богослужения им не разрешалось. Бойченко вспоминает, что вместе с друзьями уезжал за 50 км от села, где они относительно спокойно могли вместе молиться и соблюдать необходимые обряды.
Сейчас у каждого жителя Шевченково по 2, а то и 3 велосипеда. Дешевые китайские, советские, самосборные и даже винтажные голландские. Это единственное село в Одесской области с таким количеством велосипедов на душу населения.
Баптисты
Первое, что замечаешь по приезду сюда, – это Дом культуры с советскими изображениями рабочих и Тараса Шевченко. Затем, на каждом шагу попадаются велопарковки. Столько нет, наверное, ни в одном украинском городе – возле каждого магазина и аптеки можно пристегнуть велосипед. Впрочем, сельчане часто оставляют велики просто так – воровство тут случается, но не часто.
Остановки, школа и аптека тут не поменялись со времен СССР. Единственное здание, которое разительно отличается от окружающего пейзажа, – это баптистская церковь. Ее верхушка заметна почти что из любой точки села.
Килийский район Одесской области, к которому относится Шевченково, считается одним из центров баптистской церкви в Украине. А уж в самой Одесской области юг точно можно считать самой крупной общиной. Для сравнения: в Савранском районе на севере области служит всего один пастор. В Килийском – целых девять, что немногим меньше Одессы.
Баптисты сыграли немалую роль в том, чтобы Шевченково окончательно пересело на велосипеды после развала СССР. Звучит безумно, но это так.

Баптистская церковь в Шевченково – самое современное здание.
В 1995 году голландские баптисты передали в село первую партию велосипедов. Алексей Архиреев родился и провел детство в Шевченково, он до сих пор помнит свой голландский велосипед: “В детстве я посещал общину с мамой. В каждой семье было по 2-3 тяжелых советских велика. И тут появилась возможность получить гуманитарную помощь из Голландии – для этого нужно было поработать пару недель на стройке. В результате мне достался легкий, тонкий велосипед. Казалось, что он быстро придет в негодность, но по факту он был неубиваем”.
Архиреев утверждает, что голландцы до сих помогают Шевченково, хотя в разговоре с нами никто из местных жителей об этом не вспомнил.
Меньше всего на велосипедах ездят подростки и молодые люди. Тут, конечно, важно отметить, что молодежи в Шевченково, как и в других украинских селах, становится меньше – почти все уехали в города. А те, кто остался, освоили мопеды. Велосипеды – удел детей и сельчан возрастом 40+.
Так выходит, что школьники боятся потерять последний велосипед на разбитых дорогах, а старики давно не жалуются, – лишь бы не было проколов в колесах и хорошо.