Выпускник ОГАСА и реновация башни Накагин
В проекте реновации Капсульной башни Накагин принимает участие выпускник Одесской Национальной Академии Строительства и Архитектуры Владимир Дерезниченко, который продолжил обучение в Японии по мастерской (магистерской) программе. В Токийском Технологическом Институте его дипломная работа связана с реновацией башни Накагин — Nakagin Capsule Tower.
Капсульная башня Накагин (фото Slate.com и Archdaily.com) и Владимир Tenshan Дерезниченко
Во время обучения в этом институте Владимир (местные друзья и коллеги зовут его Теншян, так как произносить имя Володимир для японцев довольно сложно), увлеченный этим удивительным зданием, узнал, что проводится конкурс по реновации одной из капсул, принял в нем участие и выиграл.
«Я связался с клиентом (долгосрочным арендатором) этой капсулы и спросил, могу ли арендовать капсулу для жилья. Я только приехал в Японию, и вопрос жилья был актуален. Клиент предоставил мне одну из пустующих капсул. Таким образом, я жил в одной капсуле, пока делал детальный проект другой», — рассказал Маяку Владимир.
Стоит пояснить, что Капсульная башня Накагин — уникальное здание. Оно создано архитектором Кисе Курокава (1934 — 2007) и является ярким образцом японского метаболизма, архитектурного стиля, возникшего после Второй мировой и символизирующего устремленность Японии в технологическое будущее.
Знатоки и ценители архитектуры со всего мира знают об этом здании в Токио. Можно смело сказать, что это один из шедевров мировой архитектурной мысли. Только представьте: на двух бетонных башнях-основаниях, 11 и 13 этажей, закреплены 140 модулей-капсул, которые являются отдельными квартирами либо офисами.
Тем не менее, судьба Накагин не определена окончательно, его ждет реновация либо, не исключено, — снос. Но об этом — ниже.
Вышиванка в капсуле
В своей дипломной работе Владимир выступает в качестве архитектора, чья задача — изучить здание, его потенциал, и внести корректировки в оригинальный архитектурный проект, который предлагает лишь замену капсул на новые.
«Однако времена и парадигмы изменились, поэтому, если завернуть это в одну фразу — в модерновой капсуле теперь обязательно должна быть зарядка для айфона. В то же время, реновация этой футуристической башни стимулирует создать такой же новый футуристический дизайн, но уже отталкиваясь от современности. В этом и есть смысл проекта реновации одной капсулы, который я создаю», — рассказывает Владимир Дерезниченко.
В качестве одного из дизайнерских решений новой капсулы Владимир решил использовать украинскую вышиванку. Этот крупный элемент дизайна украшает одну из стен этого футуристичного жилья. Фото со страницы проекта.
Вышиванка внутри капсулы — это ткань грубоватого льняного полотна, на котором толстыми нитями вышит узор. Получается такая теплая “вязаная” стена. Вышиванка представлена довольно модерново, с некоторым уходом от традиционных канонов, признает автор. Однако при этом сами элементы («пиксели») узора символизуют важные для японцев понятия и слова, такие, как гора Фудзи или сакура. Они «зашифрованы» внутри вышиванки, по принципу кодирования имен в украинской вышиванке, с которым можно ознакомиться здесь.
«Таким образом, это не только "украинская капсула" — впрочем, никто из японцев и не против; существует даже предложение сделать каждую капсулу представляющей страну мира, хоть капсул и не хватит на все страны — но и соединение украинской и японской культуры», — подчеркивает Владимир-Теншян.
Еще одним из концептов было создание умиротворенной атмосферы внутри футуристической капсулы. Одновременно с соответствием этому требованию, вышиванка, тем не менее, имеет сходство с QR-кодом (а это японское изобретение), что вместе с другими новшествами делает капсулу довольно современной.
В процессе работы Владимира консультирует сенсей, научный руководитель, — по этому проекту, а также и по дипломной работе о башне в целом. Владимир надеется опубликовать эту работу следующей осенью — интересно, как сложится будущее проекта и самой башни.
Башня Накагин: восстановят или снесут
Концепция создания дизайна стран мира в капсулах Накагин — одно из предложений, каким образом здание может преобразиться в будущем. Как видим, проект интересный и, кажется, перспективный. Тем не менее, еще существует вероятность, что на месте Накагин построят другое здание.
Фото интерьеров жилой капсулы до реновации, источник — страница 中銀カプセルタワービル(Nakagin Capsule Tower)
Пока судьба башни Накагин не определена. Отчасти потому, что зданию нужна реновация — изначально срок «жизни» капсул установили в 25 лет (основной конструкции — 100), и их замена заложена в концепции метаболизма; проект реновации предложил сам Кисе Курокава в 2005 году.
А отчасти потому, что уже более 10 лет назад было выдвинуто решение о сносе башни, чтобы построить на ее месте более современное здание. То есть, японцы считают устаревшим здание, построенное в 1972 году, к тому же признанный шедевр архитектуры.
«Желание обновления легко понять, если учесть, что японские города и архитектура меняются невероятными темпами, и практически вся Токийская архитектура младше 50 лет. Японцы любят перемены и новизну, поэтому множество исключительных с точки зрения архитектуры зданий ХХ века уже было снесено», — поясняет Владимир.
Что касается архитектуры стиля метаболизм, что он уже почти ушел в прошлое, и зданий в этом стиле осталось очень мало, менее известные из них уже снесены, а одно не простояло и 14 лет.
Капсульная башня внесена в японский реестр значимых зданий, но пока о патронаже со стороны государства речи не идет. Сейчас местные власти не выступают против сноса здания, но и не вмешиваются в дела частных компаний, владеющих землей и недвижимостью.
Движение за реновацию шедевра
По японскому законодательству, здание может получить больше поддержки от государства, если достигнет возраста 50 лет (!). Недавно главе префектуры Токио Юрико Коике была адресована петиция, в которой подчеркивается важность здания с туристической точки зрения, в контексте предстоящих в 2020 в Токио Олимпийских игр.
«С этим нельзя не согласиться, потому что здание невероятно популярно внутри Японии и за рубежом. Если подытожить, реновация зданий, особенно авангардных, остается ситуативным моментом — есть как и положительные, так и отрицательные примеры. Метаболизм японских городов может случайно переварить и потенциальные архитектурные памятники», — говорит Владимир.
Виды на башню Накагин из Сада Хамарикю (Hamarikyu Garden), с улицы и с тротуара на подходе к зданию. Фото 100roads.com
Существует официальный проект по реновации башни Накагин в рамках движения против сноса, организованного активистами и частью жителей дома. Башня входит в список docomomo japan — неприбыльной организации, организующей в основном публичную поддержку и PR. Проект реновации ориентирован на популяризацию здания — организуются туры для туристов, выставки, лекции и другие ивенты.
Пока необходим план девелопмента и спонсор, кроме того, вместе с инвестором будет необходимо решить юридический вопрос земли, на которой стоит башня — в этом районе цена квадратного метра земли измеряется миллионами долларов. Этим летом у земли и здания сменился владелец и сторонники проекта реновации запустили петицию на change.org. Подпись в петиции против сноса поставить может любой желающий.
Детальнее о петиции — в этой статье Владимира.
Учитывая популярность башни Накагин среди ценителей архитектуры, кто знает, может быть, голоса наших читателей подарят знаменитому шедевру вторую жизнь.
В Японии 50-летние дома считаются старыми — из-за высокого темпа жизни в стране и недостатка места. У нас темп жизни иной, а значит, и маневра для реновации больше.
Если попытаться как-то соотнести ситуацию с башней Накагин и одесские реалии, то отметим, что хотелось бы и у нас видеть такой уровень прозрачности взаимодействия власти, общества и бизнеса в деле реновации ветшающих зданий в центре. Чтобы у владельцев этих домов все чаще вместо сноса появлялся вариант реставрации и реновации — обретения места старых зданий в новых условиях.